Нужны ли отечественным специалистам профессиональные докторские степени?


50Рубрика | Наука

Текст | Николай ПЕТРОВ

Фото | МАААК

Дать подробный ответ на этот вопрос мы попросили президента Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета (МАААК) доктора биологических наук, обладателя степени DExpert, профессора Татьяну Константиновну Сергееву.

— Татьяна Константиновна, вы возглавляете работу МАААК, который 15 лет занимается общественно-профессиональной аттестацией кадров высшей квалификации в нашей стране. Скажите, имеется ли необходимость развития этого направления в России?

— К сожалению, роль специалистов и профессионалов в нашей стране незаслуженно занижена. Отечественные профессионалы не имеют собственной системы аттестации и собственных статусных характеристик, таких, какие имеют работники науки и высшей школы. Сегодня, когда страной взят курс на технологический прогресс, практически на технологический прорыв, профессиональное сообщество должно стать референтным слоем, которому необходима собственная система оценок и координат, без соотнесения с которой невозможны объективные кадровые решения. Более того, «статусная маргинальность» лишает отечественных специалистов необходимых конкурентных преимуществ не только в нашей стране, но и за рубежом.

— Как российская власть относится к идее развития в стране системы общественно-профессиональной аттестации?

— Безусловно, положительно. Так еще в 2007 году министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, признавая изъяны в работе ВАК, говорил: «Я считаю, что все эти диссертации «под ключ» появились еще и оттого, что у нас каждый бизнесмен и чиновник хочет иметь степень. Во многих случаях это справедливо, только это должна быть не ученая степень — надо вводить доктора администрирования, менеджмента или еще чего-то».

Год назад Министерством образования и науки РФ и ВАК была разработана «Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации», в которой, в частности, был представлен «Пилотный проект по апробации системы профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса, государственного управления и других». В проекте затронуты важнейшие вопросы, касающиеся «необходимости создания в РФ механизмов признания практических достижений через введение системы профессионально-общественной аттестации и присвоения соответствующих профессиональных степеней, присуждаемых на основе практических достижений», а также признания результатов аттестации в профессиональной деятельности — «присваиваемые профессиональные степени могут учитываться в профессиональной деятельности (например, при зачислении на должности государственной службы, в сфере педагогической деятельности и др.)».

— Какой вклад, на ваш взгляд, может внести профессиональная аттестация в процесс технологического подъема страны?

— Думаю, что профессиональная аттестация, как в свое время аттестация научная, может внести значительный вклад в обеспечение нового этапа инновационно-технологического развития страны. Общеизвестно, что в 30-е годы XX века Советский Союз столкнулся с целым рядом тяжелейших проблем, когда на поздних этапах третьего технологического уклада (согласно концепции технологических укладов С.Ю. Глазьева), развитые мировые державы значительно опережали страну по уровню промышленного развития, что могло угрожать национальному суверенитету страны. Именно тогда, как и сегодня, был взят курс на индустриализацию.

В числе механизмов, призванных стимулировать развитие фундаментальной и прикладной науки — базовой основы экономики, была основана, а вернее, воссоздана система аттестации работников науки и высшей школы. Аттестация должна была структурировать научное сообщество, привлечь в сферу науки талантливых профессионалов, способных создать научный фундамент для прорывных технологий нового поколения, обеспечить переход страны к четвертому технологическому укладу.

— Научная аттестация выполнила поставленные перед ней задачи?

— Несомненно, да. В сферу науки были привлечены талантливые кадры, которые при всесторонней государственной поддержке, внесли огромный вклад в развитие страны, укрепили ее позиции в ряду развитых мировых держав.

— Какие принципы системы научной аттестации, на ваш взгляд, обеспечили ее эффективность?

— Важнейшими факторами, обеспечившими успешность системы научной аттестации, на мой взгляд, стали объективность оценки вклада ученых в сферу науки и безусловное признание результатов аттестации государством и обществом. Престижность научных степеней и званий, стремление к их получению подкреплялись и системой государственных льгот и привилегий, в числе которых — фиксированная обязательная прибавка к зарплате, улучшение жилищных условий, право занимать руководящие должности и пр.

Однако, если на начальных этапах развития системы научной аттестации, в период ее становления, льготы сыграли положительную роль в обеспечении сферы науки талантливыми профессионалами, то по мере развития системы, получаемые преференции перешли в разряд основных стимулов для «приобретения» научных степеней и званий.

— Сможет ли профессиональная аттестация внести свой вклад в технологический прогресс страны?

— Отвечу на ваш вопрос положительно. Сегодня, когда в силу разных причин наша страна утеряла те преимущества, которые были приобретены в ходе четвертого и отчасти пятого технологических укладов, выправить ситуацию могут специалисты и профессионалы, высокий статус которых должен быть определен и признан. Общественно-профессиональная аттестация — тот механизм, который поможет структурировать профессиональное сообщество (аналогично сообществу научному), придать специалистам более высокий общественный статус, создать стимулы для притока в профессию молодых кадров.

— Какие структуры, на ваш взгляд, должны участвовать в становлении и развитии системы профессиональной аттестации? Министерство образования и науки, ВАК, вузы?

— Я глубоко убеждена, что профессиональная аттестация должна развиваться как отдельное направление, независимое от научной аттестации. Ведущая роль в оценке вклада профессионала в конкретную область профессиональной деятельности должна принадлежать самому профессиональному сообществу в лице таких профессиональных объединений, как союзы, ассоциации и т.д.

Не случайно, современное российское законодательство, ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другие нормативные акты делегируют профессиональным общественным объединениям участие в таких процессах, как дополнительное профессиональное образование, разработка профессиональных стандартов, аттестация профессиональных кадров.

— Какие преимущества даст, на ваш взгляд, развитие двух независимых направлений аттестации — научной и профессиональной?

— Во-первых, собственную систему аттестации будут иметь как научное сообщество, которое осуществляет первый этап инновационного процесса, а именно — разработку научной концепции, так и профессиональное, — объединяющее специалистов, реализующих второй этап инновационного процесса, а именно — внедрение научных разработок в практику.

Во-вторых, наличие у профессионалов собственной системы аттестации поможет преодолеть современный кризис ВАК, которая сможет сосредоточиться на выполнении профильных функций, а именно, на аттестации профессионалов науки и высшей школы.

— Как, на ваш взгляд, может быть выстроена система профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, каким требованиям она должна отвечать?

— Рамки этой системы, в целом, определены в ежегодном послании 2012 г. президента России В.В. Путина: «Будем развивать и систему профессиональной аттестации, независимую от высших учебных заведений и основанную на международных стандартах». Если говорить более конкретно, система должна соответствовать следующим требованиям.

Во-первых, обеспечивать прямое участие профильных профессиональных объединений в оценке вклада специалистов, претендующих на присуждение профессиональных докторских степеней, присвоение профессорских званий.

Во-вторых, соответствовать международным нормам и правилам, основываться на международных стандартах. В-третьих, использовать профессиональные степени и звания, принятые в международной практике профессиональной аттестации. И, в-четвертых, иметь национальную специфику, отвечающую интересам нашей страны.

— Деятельность МАААК соответствует тем требованиям, которые вы перечислили?

— В целом соответствует. МАААК был учрежден в 1998 году, создавался как калька с международной системы аттестации кадров высшей квалификации. В деятельности комитета реализуются основные принципы международной системы аттестации: аттестация не государственная, а общественно-профессиональная; степени и звания — имиджевые характеристики, не сопровождаемые системой льгот и привилегий; процедура аттестации платная, средства от нее обеспечивают содержание аппарата, оплату экспертной деятельности, аренду помещений, уплату налогов, проведение социально значимых мероприятий, таких как конференции, презентации, издание книг и другой печатной продукции.

Наряду с соблюдением общепринятых принципов аттестации, деятельность МАААК имеет и национальную специфику: оригинальные дипломы комитета оформляются на русском и английском языках; дипломы регистрируются в Министерстве юстиции РФ, легализуются в Министерстве иностранных дел РФ, имеют статус документов подтвержденных государством, признаются за рубежом; в дипломах МАААК, наряду с указанием присужденной докторской степени или присвоенного профессорского звания, отдельной строкой определяется конкретная сфера профессиональной деятельности, в которую внес значительный вклад аттестованный специалист.

В основе аттестационной деятельности МАААК — Международная стандартная классификация образования (МСКО), рамочный документ, созданный ЮНЕСКО для повышения мобильности профессиональных кадров, обеспечения признания и сопоставимости квалификаций, полученных в разных странах.

Прерогатива присуждения профессиональных докторских степеней и присвоения профессорских званий принадлежит президиуму МАААК. Решения президиума опираются на экспертные заключения-рекомендации профильных общественных объединений, которые выступают в роли экспертного сообщества при оценке вклада специалистов в сферу профессиональной деятельности.

Немаловажным является и тот факт, что реализуемая МАААК система общественно-профессиональной аттестации кадров высшей квалификации не создает дополнительного давления на бюджет страны, не формирует бюрократической прослойки.

Особо следует отметить, что аттестация отечественных профессионалов по международным стандартам способна внести позитивный вклад не только в практику делового общения внутри страны, но и в практику деловых контактов на пространстве международных союзов, таких, как ШОС, БРИКС, ЕврАзЭС и др.

— Система общественно-профессиональной аттестации отличается от системы научной аттестации?

— В системе научной аттестации реализуется конкретный маршрут роста специалиста — претендента на аттестацию. В самых общих чертах этот путь таков: специалист выполняет исследовательскую работу, оформляет исследование в виде диссертации, защищает ее на профильном диссертационном совете, проходит утверждение в ВАК. Тогда как общественно-профессиональная аттестация — это документированное подтверждение вклада специалиста в сферу профессиональной деятельности. Соискатель представляет документы о высшем и дополнительном профессиональном образовании, о реализованных проектах, патентах на изобретения, о научных публикациях, об организации и участии в российских и международных конференциях и прочих профессиональных достижениях, о государственных и общественных наградах и поощрениях. Осмелюсь утверждать, что профессиональная аттестация не менее значима, чем научная, поскольку профессиональная степень присуждается за реальное внедрение, а не за научный поиск соискателя, результаты которого, как показывает практика, не всегда воплощаются в жизнь.

— С какими трудностями сталкивается работа комитета?

— Начну с того, что общественно-профессиональная аттестация — новое для нашей страны направление аттестации. На фоне 80-летней деятельности ВАК, новая система сталкивается с консервативным непониманием, а зачастую с подозрительным непризнанием. Степени МАААК скорее признаются за рубежом, чем в нашей стране, хотя процесс признания имеет позитивную тенденцию. Имеются, также финансовые сложности, которые связаны с отсутствием стабильного (бюджетного, как в ВАК) финансирования и, в то же время, необходимостью иметь штат высокопрофессиональных сотрудников, арендовать офисные помещения, обновлять оргтехнику, приобретать расходные материалы, проводить рекламные мероприятия и пр.

— Какие достижения комитета вам хотелось бы отметить особо?

— Первое и главное — комитет участвует в становлении системы общественно-профессиональной аттестации кадров высшей квалификации по международным стандартам в Российской Федерации. МАААК практически сформировал прообраз этой системы. Комитет прошел большой путь от идеи его создания до практического воплощения проекта в жизнь, методом проб и ошибок улучшал свою деятельность, приобрел огромный опыт работы с общественными организациями и профессионалами. Сотрудничество МАААК с профильными общественными объединениями постоянно расширяется: только в 2014 г. заключены договоры о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ), с Координационным советом отделений РСПП Сибирского федерального округа (РСПП СФО), Российской инженерной академией (РИА), Общественной Академией национальной безопасности (ОАНБ) и другими общественно-профессиональными объединениями.

В МАААК аттестован ряд крупнейших российских и зарубежных профессионалов, в числе которых: С.И. Бэлза, М.Ш. Шай­миев, Н.П. Кошман, Э.М. Сагалаев, Ю.А. Кузь­мин, Т. Керкезос и др.

В 2013 году комитет отметил 15-летие. На юбилейном общем собрании МАААК были переизбраны президент и президиум МАААК, определены стратегия и тактика дальнейшего развития.

В честь 15-летнего юбилея была подготовлена и опубликована эксклюзивная книга «Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет. 15 лет развития и успеха в России».

В начале 2014 года при всесторонней поддержке и помощи М.Ю. Абрамова — основателя частного Музея русской иконы, аттестованного в МАААК, на территории этого музея была проведена презентация книги.

Деятельность комитета получила высокую оценку таких общественно-профессиональных объединений, как ТПП РФ, Союза проектировщиков России, других общественных объединений России и стран ближнего зарубежья.

— Как вы оцениваете перспективы развития в нашей стране общественно-профессиональной аттестации по международным стандартам и перспективы комитета, который вы возглавляете?

— Перспективы развития общественно-профессиональной аттестации оцениваю положительно. Убеждена, что наличие статусных характеристик у профессионалов и специалистов уравняет их в правах с профессионалами сферы науки, обеспечит их приток в сферу высшего и дополнительного профессионального образования, позволит придать отечественному образованию инновационный характер. Присуждение отечественным профессионалам международных степеней обеспечит их узнаваемость и повысит конкурентоспособность в практике международного делового общения.

Если говорить о самом комитете, то повышение уровня доверия к результатам общественно-профессиональной аттестации будет способствовать узнаваемости нашей организации, увеличит число претендентов на аттестацию, обеспечив таким образом конкурентную среду, сформирует интерес профессионального сообщества к деятельности МАААК.

— Спасибо, Татьяна Константиновна, желаем комитету, вам лично и всем сотрудникам МАААК дальнейших успехов в деле развития общественно-профессиональной аттестации в России. Б