Алексей ЦЫКОВ: Московская область может стать одним из пилотных регионов, где начнется настоящая реиндустриализация нашей страны
Рубрика | Импортозамещение
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Владимир Гайда
Предприниматель из города Домодедово, помощник депутата Государственной думы Алексей Цыков, занимающийся рядом направлений деятельности — поставками аэропортовой техники и химических средств, сегодня реструктурирует свой бизнес. Цель — наладить российское производство аэропортового оборудования и химической продукции в собственных заводских условиях.
— Алексей Александрович, как вы пришли к мысли заниматься собственным производством?
— Стремление такое было у меня давно. Я по образованию «промышленник» — инженер-механик по специальности «Ракетостроение»: окончил факультет спецмашиностроения МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1997-м. Далее служба в армии офицером в войсках ПВО.
По факту окончания военной службы начал свою карьеру в аэропорту Домодедово. За девять лет прошел путь от инженера по техническому обслуживанию авиационной техники до главного инженера — заместителя управляющего директора структуры наземного обслуживания воздушных судов аэропорта. Параллельно получил экономическое образование.
В 2008 году решил закончить карьеру наемного работника в силу расширившихся профессиональных интересов и заняться собственным делом. Тем более полное понимание технологий и налаженные отношения с поставщиками аэропортового оборудования у меня были. Параллельно развивались разные направления моего бизнеса — торговые, сервисные и инжиниринговые: бизнесом я занимаюсь в разных сферах, вплоть до ЖКХ.
Но аэропортовое направление для себя я считаю приоритетным и наиболее интересным, хотя и сложным, и, конечно же, перспективным. Российские образцы наземного аэропортового оборудования, вполне приемлемые по качеству и цене, были в прошлые два десятилетия замещены импортом: ему отдавалось предпочтение в закупочной политике в силу массового приобретения зарубежного авиационного парка и, конечно же, нежелания отечественных производителей модернизировать отработанные в СССР конструкции. Качество импортируемого оборудования в авиационной сфере заметно упало после кризиса 2008–2009 годов. Очень заметна стала экономия зарубежных производителей на расходах на отбор и испытания комплектующих. А конечный потребитель хоть и ругается на снизившуюся надежность, но покупает — ведь альтернативы-то нет.
Качественные, конкурентоспособные российские образцы комплектующих для аэропортового оборудования существуют, их вполне реально использовать в серийном производстве. А принятый в стране курс развития в силу последних капризов наших западных соседей будет настраивать рынок на готовность принять отечественные разработки.
У нас такие перспективные разработки есть. Накопленная база знаний и технологических решений в этой сфере уже довольно солидная — здесь и современные концепции, и опыт, полученный еще с советских времен. Мы готовы внедрять эти разработки на новых предприятиях.
— Но довольно много технологических направлений в России потеряно или почти потеряно. У нас большие пробелы в сфере электронной элементной базы, приборостроения… В этих сферах не будет проблем?
— Для аэропортовой техники в России есть подходящая элементная база и приборы. Это все сохранилось благодаря военным заказам.
Сложнее с кадрами… Сегодня у нас кругом бакалавры — недоучившиеся инженеры, да экономисты и юристы. А ведь критически не хватает людей с прикладными знаниями и опытом работы на производстве.
Очень трудно найти даже в Московском регионе квалифицированных токарей, сварщиков… Это — штучный, редкий ресурс, как и хорошие инженеры и конструкторы. Мы собираем производственный коллектив из таких вот бесценных специалистов.
— Предприятие будет производить только отечественную технику, или зарубежную тоже?
— Я вижу производство как техники собственных разработок, так и зарубежной техники по лицензии. Разумеется, если это техника действительно передовая в технологическом отношении и лицензия того стоит. На базе этого лицензионного производства будут совершенствоваться и собственные научно-технические видения. Это реальная история технологического развития многих стран — подобный подход покупки стартовых лицензий эффективно применялся в случае необходимости быстрого роста производственной сферы. Но учитывая эксклюзивность технических решений весьма небольшого круга зарубежных производителей в аэропортовой сфере особо полагаться на лицензионное производство не стоит.
— Какова ваша, как теперь модно говорить, дорожная карта по созданию нового предприятия?
— Сейчас у меня несколько компаний, занимающихся разными направлениями деятельности.
Моя цель — объединить все ресурсы под крылом одной моей компании, приоритетно зарегистрированной в Московской области. Это и будет то самое производство: предприятие, на первом этапе, сборочного технологического цикла.
Конечно же, не уходит идея создания настоящего производственного парка, как выразился в своем послании Владимир Владимирович Путин — индустриального парка. Уже пара таких проектов несколько лет как мной просчитаны, но пока общий язык с банками и муниципальными владельцами земель так и не был найден. Полагаю, сейчас самое время продолжить изыскания…
— А чем предлагаемый вами производственный парк отличается от технопарка?
— Технопарки сегодня в основной массе не имеют возможности «принять на борт» настоящие производства. Это, как правило, офисы для «легких» исследований или производств либо просто склады. Производственный парк, который вижу я — реальный плацдарм для машиностроения с системой накопления знаний, технологий, опыта, кадрового потенциала, инновационного и экономического развития участников. Это много малых идентичных площадок для производственных целей с единой инфраструктурой.
Занимаясь ремонтом и техническим обслуживанием техники, я постоянно сталкиваюсь с малыми компаниями, которые что-то производят, ремонтируют — реально созидают, но при этом ютятся на территориях давно не действующих заводов в условиях отсутствия каких-либо намеков на электро- и пожарную безопасность. Это к слову о минимизации проверок применительно к малому бизнесу… Технический парк с нормальными производственными условиями даст таким фирмам возможность работать более эффективно и открыто.
Такой промышленный парк сможет стать одним из пилотных проектов по развитию технологий и инноваций не абстрактных, а вполне конкретных, востребованных рынком, применимых в реальных условиях уже завтра…
— Какова ситуация с вашим начинанием на данный момент?
— На мой взгляд, наш проект по развитию промышленного производства полностью лежит в контексте послания президента России от 4 декабря сего года — наверняка оно будет развито применительно к региону в следующем послании губернатора Московской области. Сейчас разрабатываются документы правительства России на основе президентского послания — положения послания там конкретизируются.
Если государство позволит поднять такое производство, за мной, как говорится, не заржавеет. Без позитивного отношения со стороны государства не обойтись.
— Какие проблемы необходимо решить? В первую очередь, налоговую?
— Да. На мой взгляд, очень важно конкретизировать для налоговой политики государства понятие производственного бизнеса.
Сегодня бизнес дифференцируется только по величине дохода или оборотов, но не по роду деятельности. На мой взгляд, это неправильно: полезность бизнеса производственного и перепродажного для экономики кардинально различна. Перепродажный, спекулятивный бизнес, по-моему, должен облагаться налогами по максимуму, потому что он живет на накрутках и движении капитала, не создавая ничего нового. Именно от него идут уклонения от налогов и коррупция, и потому значение такого бизнеса в экономике страны нужно пересматривать и здраво оценивать.
Сегодня контролирующие органы не хотят входить в положение разных видов бизнеса. Им бы мог придать импульс законодатель — слово за Государственной думой. На мой взгляд, государство — это как руководитель организации, а бизнес — как ее персонал. Для того чтобы был результат, нужно правильно мотивировать персонал — «создай условия для работы, а потом требуй!»
Нельзя обеспечить собираемость налогов, не создав условия, при которых уплата их не будет ставить фирмы на грань выживания: они будут уклоняться от таких налогов. Бизнес всегда найдет лазейки для того, чтобы уменьшить чрезмерное бремя.
Выгодно ли это государству? Конечно, нет. Потому и нужно сотрудничать с производственным бизнесом, проявлять к нему внимание, способствовать формированию заказа — но настаивать на решении общегосударственных задач. Тогда и вопрос лишних проверок уйдет на второй план.
Следующая проблема — кредитная. Банки «не видят» производственного сектора, и для всех одна планка — под 20% годовых. Но в промышленности, в отличие от торговли, почти не может быть уровня рентабельности, позволяющего «отбить» такой кредит. Более того, нужна гибкость в плане учета этапов развития производства и прочего. Просто взять кредит с такими ставками и начать сразу выплачивать банку ежемесячно — это не для производственного сектора. Именно здесь хочется видеть государственное регулирование.
— Далее, наверное, «проверочная» проблема?
— Президент говорил в своем послании о снижении проверочного бремени для бизнеса на начальном этапе. Я считаю, что проверять производственный бизнес все равно нужно и на начальном этапе, или, по крайней мере, предприниматель должен отчитаться о выполнении принятых требований и нести за это серьезную ответственность. Это человеческий фактор — не проверят, значит не буду делать… Зачем увеличивать накладные расходы на проверочные мероприятия? Авось пронесет… Отсюда и пострадавшие работники, пожары и экологические катастрофы.
Одно из самых серьезных препятствий для развития новых промышленных предприятий — они не могут получить на адекватных условиях земельные участки. Почти везде частная собственность с неприемлемыми условиями покупки или аренды. А ведь земли и строения на них в большинстве случаев просто не используются, брошены. Также нужно госрегулирование.
На мой взгляд, государство, в частности субъекты Федерации, должны проводить политику максимального использования потенциальных промплощадок. Время такое…
Подобные нашему начинанию проекты в области среднего и тяжелого машиностроения очень важны для России. Ведь машиностроение — основа индустриальной мощи страны. Московская область может стать одним из пилотных регионов, где начнется настоящая реиндустриализация нашей страны. Б