ФНС России — 20 лет
В Москве 19 ноября 2012 года прошла международная научно-практическая конференция к 20-летию создания налоговых органов Российской Федерации «Налогообложение — современный взгляд».
В конференции приняли участие представители Госдумы, Администрации президента, экономического блока Правительства РФ, территориальных и центральных органов ФНС, российского бизнеса и зарубежных фирм, юридических и консалтинговых компаний.
Прозвучавшее в одном из первых выступлений определение налоговой службы как сервисной вызвало у представителей бизнеса смешанную реакцию: в стране, где строгая налоговая самодисциплина еще не стала повседневной нормой хозяйствующих субъектов, такое определение выглядит экзотичным. Тем не менее в качестве перспективной задачи его вполне можно было бы записать. Собственно, к этому просто обязывало и само направление конференции, определенное в ее названии: «Налогообложение — современный взгляд».
Модератором мероприятия был депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров, которого один из высокопоставленных участников конференции назвал «непревзойденным адвокатом». И это была сущая правда: ведущий мастерски акцентировал внимание собравшихся на наиболее важных моментах обсуждений, смягчал возникающие коллизии и уверенно вел уважаемое собрание к одной из основных целей: диалогу бизнеса и власти.
В выступлениях тех, кого в первую очередь хотели услышать собравшиеся, прозвучали сообщения о конкретных направлениях фискальной политики государства, выражены разнообразные мнения и высказаны суждения по поводу уровня налогов, форм их администрирования, перспектив видоизменения политики государства в этой области. Высказывались, и неоднократно, помощник президента Аркадий Дворкович, министр финансов РФ Алексей Кудрин и руководитель Сбербанка Герман Греф. Интересно, что обычного для таких знаковых юбилейных мероприятий «монолитного единства» во мнениях они не демонстрировали, и это было для собравшихся тем более интересно.
Повышение налоговой нагрузки в РФ в 2011 году составит 2% ВВП — сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его мнению, в настоящее время мировая экономика стоит «перед непростым периодом». Поэтому экономисты считают, что мир вступает в «трезвое десятилетие». Рост налоговой нагрузки является не временной мерой, а трендом, и многие страны принимают решения о повышении налогов.
Говоря о возможной тенденции на будущее, министр отметил, что мы стоим на развилке: или мы будем больше уделять внимания сокращению расходов и повышению эффективности — тогда нужны серьезные структурные изменения, в том числе в обязательствах государства, или большая часть ляжет на налоговые повышения. «Я за первый путь», — заметил министр. Однако он признал, что этот путь сложнее, и если государство «будет слабым, будет бояться проводить меры структурного характера, в том числе и в социальной сфере, тогда мы будем иметь большее развитие по второму пути».
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович высказался против повышения налогов и отмены налоговых льгот. По его мнению, основной резерв сокращения бюджетного дефицита — это не увеличение налогов, а повышение экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес — от налоговой до административной и коррупционной. При этом Дворкович согласился с Кудиным в том, что эффективность расходования бюджетных средств нужно повышать, но это и есть обоснование для снижения налогов.
По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, предполагаемый рост экономики на уровне 4—6% невозможен при увеличении налоговой нагрузки и падении численности работающего населения. «На мой взгляд, тренд налогообложения должен ответить на один простой вопрос: что является основным? Если основное — долгосрочный экономический рост, то невозможно дальнейшее поднятие налогов. Даже должен быть тренд на снижение налоговой нагрузки», — сказал Греф. Он считает, что повышение налогов ударит главным образом по малому бизнесу, который сейчас является источником роста. По словам Грефа, если государство не прислушается к представителям МСБ, это вынудит мелких предпринимателей уйти из открытого сектора экономики в теневой.
Как бы то ни было, с 1 января 2011 года по действующему законодательству страховые взносы будут повышены: в ПФР — до 26%, в ФФОМС — до 5,1%, взнос в ФСС останется прежним — 2,9%. Таким образом, общая ставка повысится с 26% до 34%. Правда, Минфин предлагал отложить на один-два года повышение страховых взносов в фонд ОМС, что позволило бы увеличить страховые взносы в 2011 году до 32%, а не до 34%. Но к мнению, как говорится, не прислушались. И объясняется это понижением доходов пенсионной системы в связи с индексацией пенсий на 46%, которое осуществляется в период с 1 декабря 2009 до конца 2010 года.
В таких условиях диалог государства и бизнеса крайне необходим. Собственно, диалог начался с первого же выступления в прениях, когда слово взял Сергей Борисов — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Некоммерческого партнерства ОПОРА, Общероссийского объединения предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса, заместитель председателя Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства. Он, естественно, акцентировал внимание собравшихся на том недалеком будущем, а именно том, которое наступит с 1 января 2011 года, когда будут резко повышены страховые сборы. Его озабоченность постарались успокоить возможностью принятия неких смягчающих решений в высших органах законодательной власти. Но, как можно было понять по реакции г-на Борисова, больших надежд он по этому поводу не питает. Характерно, что при этом представители «большого бизнеса», которых было в зале немало, предпочли деликатно промолчать. Им, как говорится, виднее.
А на следующий день после конференции под председательством руководителя ФНС Михаила Мишустина состоялась расширенная коллегия ФНС России, посвященная итогам работы службы за девять месяцев 2010 года и основным задачам до конца текущего года. Мишустин отметил, что сегодня налоговая служба является четко организованной, мощной государственной структурой, которая добилась стабильного роста налоговых поступлений — от 5 млрд руб. (деноминированных) в 1992 году до 8 трлн руб. в кризисном 2009 году, включая государственные внебюджетные фонды.
За девять месяцев 2010 года рост поступлений администрируемых ФНС доходов в консолидированный бюджет РФ составил 123%, по федеральному бюджету — 129% по сравнению с девятью месяцами 2009 года. Поступления в федеральный бюджет относительно годовых показателей по итогам девяти месяцев составили 77%, а за десять месяцев — уже 87%. Динамика, как говорится, обнадеживает.
Есть тенденция к улучшению и в таком неприятном пункте, как налоговая задолженность: после роста на протяжении 2009 года, что можно объяснить отзвуками кризисных явлений в мировой экономике, во втором квартале текущего года задолженность снизилась на 19 млрд руб., а в третьем квартале — еще на 3 млрд руб. и составила 1,4 трлн руб. Но дело здесь не только в физически нереализованных обязательствах налогоплательщиков: система велика и объемна, сама процедура сбора налогов нуждается в постоянной модернизации и улучшении.
Именно поэтому, говоря о комплексной модернизации налоговых органов, руководитель ФНС уделил особое внимание централизации и повышению эффективности ресурсов системы централизованной обработки данных, комплексной модернизации автоматизированной информационной системы «Налог-3», а также повышению уровня контроля эффективности налоговых органов.
Текст | Леонтий БУКШТЕЙН | БОСС №12 2010 г.