Кабмин поддержал реформу банкротства юрлиц
Правительство РФ поддержало законопроект о реформе банкротства юрлиц, разработанный Минэкономразвития под руководством Первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова.
Ведомство предложило заменить ряд существующих процедур новой реабилитационной процедурой банкротства, повысить эффективность и независимость арбитражных управляющих, эффективность торгов при реализации имущества и другие изменения. На данный момент законопроект направлен на рассмотрение в Госдуму.
Новый законопроект позволит расширить практику применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и введет новую процедуру: реструктуризацию долгов. Также предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедурами банкротства – реструктуризацией долгов и конкурсным производством соответственно.
Таким образом, вместо существующих четырех процедур банкротства останется только две.
«Мы делаем акцент на реабилитации бизнеса, чтобы должник и его кредиторы не боялись обращаться в суд. В суде есть возможность договориться о дисконте или продлить сроки возврата задолженности», – пояснил министр экономического развития Максим Решетников.
По данным ЕФРСБ, за 2019–2020 годы процент ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций составляет менее 2 %. Только 5 % требований кредиторов были удовлетворены, а работники предприятий-банкротов за это время потеряли около 1,5 млрд рублей. Очевидно, что в текущей ситуации реабилитационные процедуры почти не применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.
В случае, если ситуацию нельзя будет выправить, предлагается введение процедуры ликвидации, задача которой – максимально быстро вернуть активы в хозяйственный оборот.
Планируется, что ликвидация будет длиться около 1 года.
В рамках ликвидационной процедуры реформа предполагает механизмы предупреждения продолжения убыточной деятельности в ходе конкурсного производства. Кредиторы юрлица-должника будут обязаны прекратить такую деятельность в течение 9 месяцев со дня начала конкурсного производства, иначе они берут на себя риски возможных убытков. Одновременно для обеспечения возможности сохранения потенциально платежеспособного бизнеса вводится возможность его продажи целиком, через реорганизацию в форме выделения. Таким образом, должны быть исключены «затяжные банкротства», когда в течение продолжительного времени предприятие продолжает убыточную деятельность, выводя деньги и накапливая долги.
Законопроект также направлен на усиление ответственности саморегулируемых организаций (СРО) за убытки, причиненные ее членами, за счет взыскания с компенсационного фонда в его полном размере.
Размер компенсационного фонда СРО также будет изменен. Вместо нынешних 50 млн рублей, вне зависимости от размера бизнеса должника, с которыми могут работать арбитражные управляющие СРО, устанавливаются новые показатели: 50 млн рублей – для участия в процедурах банкротства должников с незначительным объемом активов; 100 млн рублей – средний бизнес; 200 млн рублей – крупный бизнес.
Также в рамках реформы создается механизм назначения арбитражных управляющих с использованием балльной оценки и случайного выбора. Для этого будет создана специальная система – Регистр арбитражных управляющих, с оценкой результатов деятельности управляющих за предыдущий период. Эти изменения должны исключить ситуации, когда контролирующие должника лица ставят зависимых от них управляющих с целью затягивания процедуры банкротства и сокрытия имущества.
Также рамках реформы будет создан маркетплейс – информационная система, предусматривающая возможность раскрытия сведений о будущей продажи активов должника. Это повысит прозрачность процедуры и снизит риски манипуляции торгами, что возможно при информировании узкого круга покупателей. Сами торги будут проходить по ускоренной схеме за счет применения «качелей» – англо-голландский аукцион. Такая система обеспечит быструю продажу имущества по максимально высокой цене при минимальных расходах на проведение торгов.