Андрей АНДРЕЕВ: качественные товары и услуги российских предприятий должны иметь приоритет


БОСС-профессия | Промышленность
Текст | Виктор ВАСИЛЬЕВ
Фото | ПАО «ТЕНЗОР»

Для эффективной работы предприятий необходима стабильная экономическая ситуация. Но, к сожалению, жизнь бросает все новые вызовы. Финансовые кризисы, пандемия коронавируса с вынужденной изоляцией, западные санкции — эти и другие факторы заставляют нашу промышленность постоянно приспосабливаться к внешним обстоятельствам.

Так есть ли сегодня возможности для развития высокотехнологичного производства? Или в нынешних условиях речь идет скорее о выживании? Об этом мы беседуем с председателем совета директоров ПАО «ТЕНЗОР» Андреем Андреевым.

— Андрей Алексеевич, «ТЕНЗОР» давно работает и на отечественном, и на зарубежных рынках. Спрос на вашу продукцию не падает?

— Если совершить краткий экскурс в историю, то можно увидеть, что решение о строительстве «с нуля» приборного завода в подмосковной Дубне в 1968 году было принято для выполнения серьезных государственных задач.

Мы поставляли системы внутриреакторного контроля для энергоблоков атомных электростанций в России, Германии, Финляндии, Армении, Литве, Украине, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии. По линии Министерства обороны РФ совместно с американским Министерством обороны оснащали автоматическими системами защиты хранилища ядерного, химического и бактериологического оружия.

Наши системы контроля и управления противопожарной защитой для АЭС и других техногенно-опасных производств применяются на десятках объектов госкорпорации «Росатом» и Министерства обороны РФ, а также в Беларуси, Индии, Иране, Китае.

Сейчас очень востребованы автоматические газовые модули пожаротушения, установки «водяного тумана» (мелкодисперсной распыленной воды) с функцией дымоподавления. Растет потребность в автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУ ТП) на критически важных объектах инфраструктуры.

Мы занимаемся не только изготовлением, но и разработкой этого оборудования в собственном конструкторском бюро. Сфера применения — самая широкая, включая объекты атомной и тепловой энергетики, нефтяной и газовой отрасли, транспорта, городского хозяйства.

Приборы, которые выпускает «ТЕНЗОР», доказали свою конкурентоспособность: ими оснащены многие АЭС и в европейских государствах, и в Юго-Восточной Азии, и в Африке. Так что потребность в нашей продукции по-прежнему велика.

Правление ПАО «ТЕНЗОР»

— Как вы строите работу в современных реалиях?

— В последние годы наш главный ориентир — импортозамещение. Эту задачу ставит президент России, и постоянно меняющаяся международная обстановка подтверждает необходимость таких шагов.

Нам как отечественным производителям этот вектор кажется правильным. При осуществлении госзакупок, при реализации национальных и региональных проектов качественные товары и услуги российских предприятий должны иметь приоритет. Согласитесь, во всех отношениях лучше делать основную ставку на своих специалистов, свою промышленность, чем на параллельный импорт и азиатских партнеров.

«ТЕНЗОР» дважды использовал кредиты Фонда развития промышленности (ФРП) для создания новых технологий пожаротушения по программе импортозамещения. В 2015 году полученная сумма, 195 млн рублей, позволила успешно завершить серийное освоение систем пожаротушения тонкораспыленной водой.

В августе 2022 года ФРП вновь предоставил нам льготное кредитование сроком на пять лет в размере 240 млн рублей. И по-прежнему наша цель — импортозамещение, а конкретно — серийный выпуск систем автоматизации жизнеобеспечения и безопасности предприятий. Это полностью отечественный продукт без импортных комплектующих. В планах — ежегодно производить 3600 программно-технических комплексов.

Среди наших перспективных новинок — средства пожаротушения для морских и речных судов, в частности, для ледоколов нового поколения.

Заседание совета директоров ПАО «ТЕНЗОР»

— Минпромторг России подготовил перечень мер по поддержке промышленных кластеров, которые занимаются импортозамещением технологически сложной продукции. Помимо прочего, с 1 января 2023 года предусмотрено обнуление налога на прибыль, снижение вдвое ставки страховых взносов, льготные кредиты. Чем еще, на ваш взгляд, могло бы помочь государство высокотехнологичному бизнесу для преодоления экономических проблем?

— Перечни продукции для импортозамещения, сформированные Минпромторгом, надо сделать не рекомендательными, а базовыми для государственных, муниципальных предприятий, компаний с госучастием.

И вот вопрос, который мы поднимали уже не раз. Озвучивали его в СМИ. Пора менять закупочную политику государственных структур и корпораций: механизмы конкурсных процедур не способствуют добросовестной конкуренции. Сейчас главный посыл при закупках — экономия. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. При этом требования к поставщикам сопровождаются дополнительными обременениями: финансовое обеспечение заявок, авансирование, банковские гарантии.

Думаю, что многие высокотехнологичные предприятия, которые, как и мы, варятся в этом котле, согласятся с тем, что минимальный размер авансовых платежей по госконтрактам должен быть законодательно установлен на уровне 50%. Также следует ограничить предельные сроки окончательного расчета по контракту. А то приходится по полгода ждать оплаты. Для завода «ТЕНЗОР» это весьма актуально.

Постоянная головная боль при участии в конкурсах — это банковские гарантии под контракты. Для предприятий, действующих под эгидой госкорпорации, гарантом выступает сама корпорация. А для партнеров все по-другому: банковские гарантии приводят к дополнительным затратам. Надо сделать стартовые позиции одинаковыми для всех.

Также хотелось бы обратить внимание на внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты по вопросу уменьшения размера обеспечения для исполнения обязательств в ходе выполнения договоров. Например, в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрен порядок уменьшения размера обеспечения для исполнения обязательств в ходе выполнения контракта. В Федеральном же законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ такие условия отсутствуют.

Таким образом, данная мера позволит уменьшить финансовую нагрузку на российского производителя.

— Как вы оцениваете усилия правительства по достижению технологического суверенитета?

— К этому, безусловно, нужно стремиться. Приборостроительная, электронная отрасли — среди сфер с большим потенциалом в данном направлении. Подчеркну то, что мы озвучивали и раньше: повышенное внимание уделяется теперь индустрии информационных технологий, причем предоставляются льготы и IT-компаниям, и соответствующим специалистам. Но хотелось бы заметить, что не только IT лежат в основе технологической независимости страны: инженеры-конструкторы, технологи, проектировщики из других отраслей играют не менее важную роль для самодостаточного технологического развития страны.

Сегодня для приборного завода «ТЕНЗОР» открываются новые возможности. Мы намерены к 2026 году стать проектно-ориентированным предприятием с цифровым производством и сохранить лидирующие позиции на российском рынке по созданию систем безопасности и другой высокотехнологичной продукции. Эти ожидания основаны на высоком профессионализме и самоотверженной работе всего коллектива компании во главе с генеральным директором Виктором Алексеевичем Голубевым.Б (Босс октябрь-ноябрь 2022)


Основные виды серийной продукции ПАО «ТЕНЗОР»:

модули газового пожаротушения;

системы пожаротушения тонкораспыленной водой высокого давления — технология «водяного тумана»;

устройства самотушения проливов горючих жидкостей;

приемно-контрольные, пожарные, пусковые приборы для построения систем обнаружения и тушения пожаров на объектах;

шкафы автоматики, управления и коммутации;

аппаратура программно-технических средств «Дубна» для использования на промышленных объектах, атомных и тепловых электростанциях;

АСУ ТП промышленных предприятий и объектов критической инфраструктуры.


АНДРЕЕВ Андрей Алексеевич. Председатель совета директоров ПАО «ТЕНЗОР». Родился 31 марта 1955 года в Краснодаре.

В 1979 году с отличием окончил МИФИ по специальности «Физика твердого тела». С 1979 по 1980 год работал инженером в Физическом институте имени П.Н. Лебедева Академии наук СССР. С 1980 по 1983 год учился в аспирантуре физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Физическая электроника, в том числе квантовая» с присуждением ученой степени кандидата физико-математических наук.

С 1984 по 1994 год работал научным сотрудником НИИ ядерной физики МГУ. С 1987 по 1998 год — председатель совета добровольного общества по созданию и развитию молодежного жилищного комплекса «Искра» Ленинского района г. Москвы.

С 1991 по 1992 год стажировался и работал научным сотрудником в Физической лаборатории II Института Эрстеда Копенгагенского университета. Автор 16 научных работ в области физики твердого тела и физической электроники. С 1994 по 1996 год — вице-президент совместного российско-германского предприятия «Стиплер». В апреле 1995 года избран членом совета директоров АО «Приборный завод «ТЕНЗОР» (с июня 2020 года — Публичное акционерное общество «Приборный завод «ТЕНЗОР», ПАО «ТЕНЗОР»).

С апреля 1998 по май 2010 года — председатель совета директоров АО «Приборный завод «ТЕНЗОР», с мая 2010 года — генеральный директор АО «Приборный завод «ТЕНЗОР». С июня 2011 года — снова председатель совета директоров АО «Приборный завод «ТЕНЗОР».

Награжден знаком отличия «За заслуги перед Московской областью» (2003 год), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007 год), благодарностью генерального директора госкорпорации «Росатом» (2008 год), нагрудным знаком отличия «Академик И.В. Курчатов» IV степени (2010 год), знаком отличия «За вклад в развитие атомной отрасли» II степени (2013 год), юбилейной медалью «70 лет атомной отрасли» (2015 год), знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (2015 год), знаком отличия «За вклад в развитие атомной отрасли» I степени (2018 год), нагрудным знаком отличия «Е.П. Славский» (ведомственный орден госкорпорации «Росатом»).