Марина ЗАХАРОВА: наша задача — сделать условия для детей одинаково хорошими во всех школах
Рубрика | Образование
Текст | журнал «Подмосковье» 1
Фото | журналы «Подмосковье», «Открытый урок»
В Московской области подводятся итоги многомесячной работы по определению рейтинга общеобразовательных учреждений региона. О том, как распределились областные школы в этом рейтинге, а также о ликвидации второй смены в общеобразовательных учреждениях и очередности в детские сады, рассказала министр образования Подмосковья Марина Захарова.
— Марина Борисовна, расскажите, пожалуйста, каковы результаты рейтингов.
— Сейчас завершена работа над рейтингом исполнения стандарта общеобразовательных организаций, продолжается работа над составлением рейтинга качества образования. Первый перечень — результат совместной работы Министерства образования Подмосковья, общественных организаций и заинтересованных ведомств регионального правительства. Второй формирует Академия социального управления Московской области.
В рейтинге исполнения стандарта затронуты вопросы качества образовательного пространства: содержание зданий и территорий, создание доступной среды. В целом речь идет о соответствии требованиям санитарных норм и правил — СанПиНов, а также федеральных государственных образовательных стандартов. В рейтинге качества образования оценивается содержание образовательного процесса.
Работа над рейтингом исполнения стандарта общеобразовательных организаций проходила в три этапа. Старт первому этапу дал губернатор Московской области Андрей Воробьев в ноябре 2013 года. На этой стадии все 1373 подмосковные общеобразовательные организации имели право оценить себя самостоятельно.
В итоге они распределились по трем секторам: в зеленой зоне были собраны организации, которые, в общем, соответствуют требованиям стандарта; в желтой — находились школы, где есть недоработки, но их в силах решить местное руководство и персонал. А красная зона предназначалась для тех организаций, ситуация в которых настолько сложна, что требовалась либо финансовая, либо организационная помощь извне.
На втором этапе работы над рейтингом соответствия организаций стандарту проверяли представители ведомств и общественных организаций.
Уже тогда была зафиксирована положительная динамика изменений: красная зона уменьшилась. И, наконец, на третьем этапе специальная комиссия выезжала в муниципальные образования и на месте оценивала ситуацию.
В конце концов в зеленой зоне у нас оказалось 14 образовательных организаций. Среди них школы Одинцовского, Дмитровского, Раменского районов, города Железнодорожного. Аутсайдерами рейтинга стала 41 организация. При этом попадание в красную зону — далеко не всегда вина руководства этих заведений. В Подмосковье немало муниципальных образований, где сами здания школ не отвечают современным стандартам. Могут быть крайне изношены инженерные коммуникации или слишком мала пришкольная территория. Мы надеемся, что в отношении этих школ главы соответствующих муниципальных образований сделают определенные выводы.
Рейтинг качества образования будет составлен в ближайшее время. На место в нем серьезное влияние окажут результаты Единого государственного экзамена. В целом по Московской области в этом году они неплохие: 234 учащихся получили по одному из сдаваемых предметов 100 баллов. Кроме того, два молодых человека, выпускники Куровской гимназии Орехово-Зуевского района и физико-математического лицея Сергиево-Посадского района, показали 100-балльный результат по трем дисциплинам.
Также в общеобразовательных организациях региона учатся победители всероссийских и международных олимпиад. Это тоже повлияет на рейтинг. После того как он будет сформирован, мы выпустим сборник «100 лучших школ Московской области».
— А есть ли список 100 худших школ Московской области?
— Мы не говорим: «худшие школы». Мы говорим: «школы, которые работают в особых условиях». Ведь ситуации могут быть разными: где-то не хватает педагогов по определенным направлениям, где-то из-за удаленного расположения или износа здания нельзя создать условия, которые соответствуют современным требованиям. Например, выполнить требование о трехчасовых уроках физкультуры в школах, где нет спортивного зала, затруднительно. Мы работаем с такими общеобразовательными организациями по определенной методике. Цель — ликвидировать барьер между лучшими школами и теми, которые оказались в непростом положении. Эта тема сейчас активно обсуждается на уровне субъектов Российской Федерации.
Ребенок не должен быть заложником ситуации, которая сложилась в том месте, где он живет. Для этого и были введены федеральные государственные образовательные стандарты, их задача — сделать условия для детей одинаково хорошими во всех школах. Работа в этом направлении только набирает обороты.
К сожалению, в Московской области есть также образовательные организации, где столь велик износ зданий и инженерных коммуникаций, что их уже пора закрывать.
— Речь идет о сельских образовательных учреждениях?
— В основном да. Хотя, например, в Зарайском районе расположена сельская школа, построенная в 1812 году. При этом содержание здания даст 100 очков вперед более современным сооружениям. Проблемными остаются здания, возведенные в начале-середине XX века. При их строительстве применялся силикатный кирпич, сооружались плоские крыши, которые сегодня очень тяжело чистить, что приводит к скапливанию снега и, соответственно, к протечкам.
Характерны проблемы с недостатком у школ территории, где могли бы разместиться зоны отдыха и спортивные объекты. Все это приводит к тому, что в учреждениях создаются разные условия для одинакового образовательного процесса.
— На одном из последних заседаний регионального правительства было заявлено, что до конца текущего года в Подмосковье будет введено в эксплуатацию 20 школ. Есть ли среди них нестандартные проекты?
— Интересная школа строится в микрорайоне Мамонтовка города Пушкино, ее обещают сдать к новому учебному году. Привлекает внимание не только яркая внешняя отделка этого здания, но и планировочное решение — нестандартно расположены кабинеты, переходы, зоны отдыха.
На мой взгляд, любопытные проекты реализуются в Химках и Дмитрове. В Химках совсем недавно мы осматривали две строящиеся школы. Внешне они абсолютно одинаковые, но планировка и оформление внутренних помещений отличаются коренным образом. Индивидуальный подход применяется и к обустройству школьных территорий: проектировщики иногда обходятся только спортивными площадками и зонами отдыха, в других случаях они предусматривают стадион или сад. В этом отношении новые школы уже не являются типовыми.
— Перед областными властями стоит задача ликвидации второй смены в подмосковных школах. В какие сроки она может быть решена?
— В Московской области не хватает школ по двум причинам. Первая — это износ зданий и инженерных коммуникаций. Вторая — наличие школ, где изначально предусматривалось обучение в две смены. Например, школа может быть рассчитана на 550–650 учащихся. При этом в ней будет только один спортивный зал на 40 детей и одна столовая на 60 посадочных мест. Такие проекты были популярны в начале-середине XX века. Естественно, они не соответствуют сегодняшним реалиям.
Кроме того, мы вынуждены вводить в некоторых школах обучение в две смены из-за необходимости соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Скажем, есть у нас такой предмет, как информатика. По нормам СанПиНа расстояние от одного компьютера до другого в школьных кабинетах должно составлять не менее полутора метров. Во многих зданиях выполнить это условие при полной наполняемости класса практически невозможно. Другой пример — необходимость проведения трех часов занятий физкультурой в неделю для всех учащихся. Сделать это при наличии небольшого спортзала в одну смену крайне затруднительно.
При этом в тех же федеральных образовательных стандартах говорится, что школьники не должны обучаться в несколько смен. Это правильно: с точки зрения и физиологии, и психологии дети более активны в первой половине дня. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы предоставить всем школьникам возможность учиться в первую смену. Но задача эта не краткосрочная. По нашим подсчетам, для ее решения необходимо построить 96 новых школ. По плану это должно быть сделано к 2019 году.
— Каков ежегодный прирост учеников в подмосковных школах?
— Количество учащихся постоянно увеличивается. В 2011 году в школы Московской области пришли порядка 13 900 детей, в 2012-м — уже 18 500, в текущем году ожидается, что их количество составит 21 500. Более того, по прогнозам Министерства экономики, в дальнейшем прирост может составить от 7 до 17%. То есть с 2014 по 2018 год он будет равен 100 000. Мы понимаем, что такое положение дел связано с активным жилищным строительством в Подмосковье.
— Как сказывается на системе образования миграционная ситуация в регионе? Сколько детей-мигрантов приходят ежегодно в подмосковные школы?
— В этом году в школы поступит порядка 600 детей-мигрантов, что составляет около 2,3% от общего числа новых учеников.
— Реализуются ли в Подмосковье специальные образовательные программы для детей-мигрантов?
— Да, согласно стандартам русский язык может преподаваться в школах как родной и как неродной. Ведь к нам сегодня могут приходить дети, которые с трудом говорят по-русски. Ситуации у них бывают разные, поэтому перед приемом в учебное заведение с таким ребенком проводится собеседование, на котором определяется, как можно ему помочь: провести дополнительные занятия или определить в центр изучения русского языка. В Подмосковье таких центров два: на базах Московского государственного областного гуманитарного института и Московского государственного областного университета.
— Во время отчета перед Московской областной думой глава региона Андрей Воробьев сказал, что очередь в дошкольные учреждения в Подмосковье колеблется. Поясните, пожалуйста, почему это происходит.
— Сегодня существует единая электронная очередь в дошкольные учреждения. Однако в соответствии с законодательством есть категории, которые имеют право внеочередного или первоочередного получения путевки в детский сад. Например, дети военнослужащих, судей, прокуроров, сотрудников Министерства внутренних дел. Когда эти граждане прибывают на место несения службы, их детей ставят в очередь первыми. Таким образом, общее число ожидающих зачисления в дошкольные организации меняется.
Колеблется очередь и в период, когда идет формирование групп в дошкольных учреждениях. Это обычно происходит с апреля по сентябрь. И, наконец, в электронной очереди, как и в любой системе, возможен сбой. Мы страхуемся от этого, дублируя информацию на бумажном носителе.
— Для ликвидации очередности в дошкольные учреждения в Московской области развернута большая программа строительства детских садов.
— Помимо строительства новых дошкольных организаций, решению этой проблемы способствует создание групп кратковременного пребывания, семейных воспитательных групп. Здесь важно отметить, что мы говорим о ликвидации очередности для детей в возрасте от трех до семи лет. Но не будем забывать о том, что существует еще вопрос с устройством детей до трех лет — это ясельная группа. Данную ситуацию упростило бы увеличение пособия, которое матери получают в период отпуска по уходу за детьми. Сегодня эта выплата становится меньше, когда ребенок преодолевает возрастной рубеж в полтора года. Над решением этой проблемы необходимо еще работать. Хотя сейчас наша главная задача — ликвидировать очередь в дошкольные организации для детей от трех до семи лет.
— Вернемся к масштабному строительству детских садов. Как решается вопрос с кадрами в новых учреждениях?
— Московской области в этом плане повезло: на территории региона находится достаточное количество педагогических вузов, чтобы удовлетворить потребность наших учреждений в кадрах. Но для равномерного распределения специалистов между муниципальными образованиями необходимо решить проблему с предоставлением жилья. Сейчас это — вопрос номер один, поскольку ситуация с заработной платой воспитателей недавно улучшилась — мы ее повысили. По поручению губернатора идет проработка схемы ипотечного кредитования не только для учителей, но и для воспитателей детских садов. К 10 июля был проведен мониторинг обеспеченности этих специалистов жильем, а также рассмотрены приемлемые для них условия предоставления служебных помещений.
— Помимо электронной очереди в дошкольные учреждения, планируется ли в Подмосковье развивать иные интерактивные сервисы в образовательной сфере?
— Сегодня перед нами стоит задача создания сервисов электронной записи детей в школы и организации дополнительного образования. Наработки таких систем уже есть, вопрос во времени их практического запуска. Думаю, в связи с тем, что сейчас активно развиваются многофункциональные центры, это дело ближайшего времени, а не далекого будущего.
— И последний вопрос: каково ваше мнение относительно недавней законодательной инициативы о введении уголовной ответственности за оскорбление учителей?
— В конфликтной ситуации очень редко бывает виновата одна сторона. Маловероятно, что ребенок обидится на педагога, если будет знать, что его наказали или поставили ему плохую отметку справедливо. Да, он может быть с этим не согласен, но будет знать, что это сделано правильно. Если же педагог поступит неправильно, то ответ его ученика будет аналогичным. Только сделает он этот шаг не в начальной школе, а уже в средних или старших классах. И пострадает не обязательно тот педагог, с которого все началось. Таким образом, подобные ситуации могут возникать из-за неверно выстроенного образовательного процесса.
Кроме учителей и учеников, есть еще одна задействованная в этом процессе сторона. Родители. Ведь дети вольно или невольно копируют поведение своих отцов и матерей. То есть мы говорим о достаточно сложных процессах, и я не представляю, как их можно урегулировать на уровне законодательства. Тем более путем ввода такого рода наказания. Мы же говорим о воспитательном процессе!
В свое время у Марины Цветаевой я вычитала замечательную фразу: «Любить человека — значит видеть его таким, каким задумал Бог, но не сделали родители, а не любить человека — значит видеть в нем стол, стул». Мы должны любить детей. Б
1 Интервью опубликовано в журнале «Подмосковье» №9, сентябрь 2014 года. Материал предоставлен издательством «Подмосковье».