Ольга АГАФОНОВА: сделано много шагов, чтобы наша территория развивалась
Рубрика | Муниципальное самоуправление
Текст | Иван ФРОЛОВ, Марина Воронина
Фото | пресс-служба администрации городского округа Власиха
Интервью с главой городского округа (ЗАТО) Власиха Московской области.
— Ольга Владимировна, вы более 20 лет в органах местного самоуправления, в том числе возглавляли закрытое административно-территориальное образование Сибирский в Алтайском крае. И все-таки, насколько сложно возглавлять ЗАТО в Московской области, особенно такое, как Власиха, где располагается штаб Ракетных войск стратегического назначения? С какими вызовами и проблемами вам приходится сталкиваться по сравнению с «прошлой жизнью»?
— Конечно, Власиха — очень специфичная территория, но обоим городам предстояло пройти по одному пути. Правда, путь Сибирского оказался значительно короче, чем путь Власихи. Становление местного самоуправления ЗАТО Сибирский Алтайского края проходило в 90-е годы в рамках развития местного самоуправления на территории всей России.
Тогда, в 1992 году был принят новый закон о закрытом административно-территориальном образовании. После этого вышло постановление Правительства России, которым порядка 40 закрытых военных городков были преобразованы в ЗАТО, правда, Сибирский в этот перечень не попал. Но тогда уже по всей стране в военных городках начали формироваться органы местного самоуправления, и Сибирский попал в эту струю, вписался в алгоритм общих действий в масштабе всей страны. Поэтому, конечно, значительно проще было даже отдельным указом создавать ЗАТО Сибирский.
С Власихой же сложилась несколько иная ситуация. В 2003 г. вышел новый закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», который установил переходный период с 1 января 2005 г. по 1 января 2009 г.
И вот 1 января 2009 г. — это та дата, которая определяет, что становление местного самоуправления в Российской Федерации состоялось, и все положения переходного периода утрачивают свою силу. А положения переходного периода предполагали порядок создания муниципального образования. То есть, когда 19 января мы получили указ президента РФ о преобразовании военного городка 22/1 в ЗАТО Власиха, у нас не было юридических оснований для проведения очень многих мероприятий. В частности, официальное наименование Власиха не значилось ни в одном картографическом регистре, а ЗАТО Власиха — создано. И пришлось заново доказывать, что Власиха — это Власиха. Для этого нужно было готовить постановление Правительства РФ, которое бы узаконило данное наименование, что было непросто.
Кроме того, нам предстояло исключить Власиху из перечня закрытых военных городков, потому что, не сделав этого, мы не смогли бы дать гражданам право приватизировать жилье. А это было самой серьезной проблемой для жителей военного городка 22/1. Потому что для многих военнослужащих, проехавших за годы службы не один гарнизон, Власиха стала крайней точкой военного пути, и, конечно, они хотели бы иметь здесь жилье, получить его в собственность.
Вместе с тем, горожане обращались с просьбой о содействии в ремонте единственной на тот момент школы им. А.С. Попова, полувековое здание которой находилось в удручающем состоянии, начиная от фундамента и заканчивая крышей: стены покрылись трещинами, окна вываливались вместе с рамами и были заколочены, а дети сидели на уроках в верхней одежде и сапогах. Несмотря на то что школа находилась на балансе Одинцовского муниципального района, средств на ее ремонт не выделялось. Поэтому для решения вопроса как с приватизацией жилья, так и ремонтом школы, нужны были кардинальные действия — создание ЗАТО и становление во Власихе органов местного самоуправления.
Понадобилась двухлетняя череда организационно-правовых мероприятий, более двух десятков нормативных актов федерального и регионального уровней, нормативно-правовых актов Правительства Московской области, Московской областной думы, чтобы сформировать юридическую основу для деятельности во Власихе местного самоуправления.
В Российской Федерации оно развивается более 20 лет, и в 90-е годы у всех ЗАТО, в том числе и Сибирского, были большие возможности для разрешения проблемных ситуаций: активно велось строительство объектов социальной инфраструктуры, реконструкция объектов ЖКХ. Во Власихе до 2009 г. даже не были сформированы органы местного самоуправления, и важнейшие вопросы жизнеобеспечения горожан решались начальником гарнизона, хотя полномочия военных для решения вопросов местного значения к тому времени не были урегулированы законодательно. И в этом сегодня заключается кризисная ситуация не только для Власихи, но и для большинства военных городков всей России. Однако этот гордиев узел накопленных проблем в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства сразу не разрубить. Требуется время и поэтапная кропотливая работа.
— Вы еще и возглавляете Ассоциацию содействия гражданам закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны России. Какие задачи приходится решать в ассоциации? И как удается совмещать этот пост с должностью главы ЗАТО?
— Во-первых, я хочу поблагодарить коллег за оказанное мне доверие, ведь именно они выбрали меня на пост президента Ассоциации содействия гражданам ЗАТО Министерства обороны России. Я с удовольствием работаю на этом посту, и если удастся системно решить хоть часть проблем, это будет замечательно. А проблем на самом деле много.
Как считают главы всех ЗАТО, это вопросы комплексной передачи объектов имущественного комплекса в муниципальную собственность, вызванный отсутствием должного финансирования, высокий износ объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, вопросы перенаселения ЗАТО, когда количество жителей в несколько раз превышает число, необходимое для обслуживания градообразующего объекта и социальных учреждений на его территории. При этом решать их необходимо в тесном взаимодействии с органами военного управления: только совместными усилиями можно сформировать качественный генеральный план развития территории, программ и проектов комплексного социально-экономического развития ЗАТО.
Во-вторых, то, что сегодня обратили внимание на проблемы решения вопросов в военных городках на федеральном уровне, конечно, дорогого стоит. Я и раньше говорила и сейчас говорю, что без государственной программы поддержки муниципалитетов по реконструкции и модернизации переданных от Министерства обороны объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы — не выжить. Потому что, в отличие от 90-х годов, когда объекты Минобороны имели крепкую экономическую основу, которая позволяла развивать территорию, формировать сильную социальную инфраструктуру, сейчас ЗАТО работают в условиях ограниченных возможностей.
Бюджет любого муниципального образования теперь формируется, главным образом, за счет земельного налога, а основная часть закрытых административно-территориальных образований, как и Власиха, расположена на землях категории обороны и не получает с земельного налога ни копейки. Нет земли — нет и финансовых поступлений для дальнейшего развития территории, и это надо как-то решать.
Что касается конкретно Власихи, то, в отличие от других ЗАТО, наш муниципалитет сформировался совсем недавно. Мы и Звездный городок — самые молодые муниципальные образования, поэтому проблем и у нас, и у Звездного городка больше, чем у других территорий. В частности, в 90-е годы проблем с передачей объектов вообще не было: по договоренности с командиром войсковой части, актом приема-передачи передавались объекты на обслуживание органам местного самоуправления, и таких вот трудностей, как сегодня, в общем-то, не было. Поэтому Власиху можно рассматривать как экспериментальную площадку по передаче имущества в новых условиях, опыт которой теперь перенимают и другие муниципалитеты.
— Как решаются вопросы передачи объектов Министерства обороны в муниципальную собственность?
— Сделано много шагов для того, чтобы наша территория развивалась. Мы приняли в муниципальную собственность все объекты имущественного комплекса — то есть нами выполнено первое и важнейшее условие для реконструкции и модернизации этих объектов.
Мы ждали, что к новому году, наконец, решится вопрос передачи земель, но здесь очень большие сложности юридического характера. Хотя я уверена, что решение земельного вопроса не за горами, потому что муниципалитет, со своей стороны, сделал все возможное, чтобы де-юре земля сегодня была передана либо в муниципальную собственность, либо в пользование муниципального образования. И та, и иная форма позволит нам решать все вопросы, связанные, в первую очередь, с модернизацией и реконструкцией нашего торгового центра, с благоустройством территории.
А пока органы муниципальной власти не имеют даже права посадить во Власихе многолетнее дерево, потому что это будет нецелевое расходование бюджетных средств. Такие вот абсурдные вещи происходят в связи с отсутствием прав муниципалитета на землю.
Поэтому мы и занимались фактически весь первый год функционирования ЗАТО исключительно вопросами формирования органов местного самоуправления и затем, в течение четырех лет — передачей имущества, естественно, содержанием переданных объектов, их текущим и капитальным ремонтом, реконструкцией. Потому что дети должны учиться, жители — лечиться, ходить по нормальным дорогам, жить в обустроенных домах. При этом жилой фонд должен ремонтироваться, благоустраиваться должны и детские игровые площадки, и взрослые зоны отдыха.
А сколько интересных губернаторских программ на территории Московской области, в рамках которых могут развиваться муниципалитеты! К примеру, одной из важнейших задач на сегодня губернатор обозначил создание условий для того, чтобы каждый ребенок мог посещать детский сад, — строительство детских садов. К слову сказать, военные городки не могут участвовать в реализации областных программ.
Но Власихе в рамках губернаторской программы удалось построить и открыть на своей территории новое дошкольное учреждение. Таким образом мы решили проблему обеспеченности детсадами детей в возрасте от пяти лет. Наша следующая задача — решить проблему с местом в детском саду для детей четырех лет. Также в 2015 г. мы планируем начать строительство еще одного детского сада.
— Несколько слов о культурной политике в вашем городском округе.
— Основным центром культурной жизни Власихи является наш Дом офицеров РВСН, а ныне Дворец культуры городского округа Власиха. Именно здесь проходят все праздничные концерты, народные гуляния, общегородские мероприятия. Мы стремимся к тому, чтобы все праздники наши горожане проводили вместе, ведь Власиха небольшая, и все ее жители так или иначе знакомы друг с другом — кто-то вместе служит, работает, водит детей в детский сад.
При этом немаловажную роль играет близость городского округа к Москве. С одной стороны, людям есть куда поехать на выходные, посетить различные музеи, выставки, концерты, культурно обогатиться. С другой стороны, учитывая эту близость, мы и к себе можем приглашать артистов общероссийского масштаба, что и делаем успешно. На сцене Дворца культуры за его полувековую историю неоднократно выступали знаменитые исполнители разных поколений. Это и Василий Лановой, и Юлия Савичева, и коллектив «Доктор Ватсон», и многие другие. Даже на балете, опере смогли побывать жители Власихи, не покидая города. Кроме того, во Власихе базируется замечательный творческий коллектив, прославляющий Ракетные войска и вместе с ними Власиху по всему миру. Это ансамбль песни и пляски РВСН «Красная звезда», который гармонично сочетает оркестр, талантливых сольных исполнителей и яркую танцевальную группу.
При этом мы поощряем и развитие самодеятельных творческих коллективов и исполнителей, стараемся помогать им. А у нас во Власихе довольно много уникальных одаренных самородков, причем разного возраста. Чего только стоит хор «Русская душа», который на энтузиазме своих участников уже достиг признания на областном уровне. А дети, которые обучаются на музыкальных отделениях детской школы искусств, в танцевальных студиях «Сюрприз», «Линия танца», «Росток», «Красная звезда»: в юном возрасте они становятся лауреатами международных конкурсов. И мы ими очень гордимся.
— Много ли молодежи в округе и какая работа с ней проводится?
— Конечно, у нас много детей и молодежи, и, так как им выпала участь жить в ракетной столице России, расти в семьях военнослужащих, основной акцент мы делаем на военно-патриотическое воспитание и пропаганду среди молодежи здорового образа жизни. Ведь большинство ребят после школы целенаправленно идут именно в военные вузы, где требуются не только хорошие знания, но и отличная физическая подготовка. А у нас многие, в том числе и девочки, уже с раннего школьного возраста умеют маршировать, обращаться с автоматом Калашникова.
Ребята всегда участвуют в акциях памяти, которые мы проводим в Дни воинской славы России, встречаются с ветеранами, ездят по местам боевой славы, выезжают на поисковые работы и нашли уже не одно захоронение времен Великой Отечественной войны. При храме святой великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца даже создан музей, где хранятся находки ребят: это личные вещи, каски, фляжки, снаряды не только защитников нашей Родины, но и немецких захватчиков.
Чтобы дети могли заниматься спортом и физически развиваться недалеко от дома, в 2010 г. мы создали муниципальную Детско-юношескую спортивную школу. Также в целях доступности занятий спортом мы активно обустраиваем и дворовые территории, устанавливаем детские и спортивные площадки.
Особое внимание уделяется и творческому развитию детей. У нас работает множество кружков разной направленности в Центре детского творчества, в Детской школе искусств и во Дворце культуры.
Кроме того, мы стараемся привлекать молодых людей к процессу развития нашего города, инициируем конкурсы проектов для их участия, создали молодежный парламент, чтобы ребята уже сегодня имели твердую гражданскую позицию и учились принимать взвешенные решения, ведь будущее нашей страны именно в их руках.
— В вашем округе довольно много ветеранов и пенсионеров Вооруженных сил. Какую помощь им оказывает администрация? Организуются ли для них какие-нибудь мероприятия?
— Безусловно, всем людям пожилого возраста органы местного самоуправления как во взаимодействии с командованием Ракетных войск стратегического назначения, так и в рамках областных программ, оказывают социальную помощь и поддержку. Это ежемесячные и единовременные социальные выплаты, субсидии, льготы. Кроме того, во Власихе функционируют Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и Центр социальной адаптации военнослужащих и членов их семей.
В каждом из этих центров с пенсионерами и ветеранами ведется социально-психологическая работа, оказываются определенные услуги. Например, сотрудники ЦСО помогают одиноко проживающим гражданам по хозяйству, а в Центре САВ военным пенсионерам способствуют в приобретении навыков гражданских специальностей.
Кроме того, регулярно проводятся различные мероприятия, встречи, чаепития, чтобы наши дорогие бабушки и дедушки не чувствовали себя одинокими и забытыми. Мы очень благодарны этим людям за тот подвиг, который они совершили, подарив нам мирное небо над головой, и, когда кто-то из них обращается с личной просьбой о помощи, всегда стараемся им помочь.
— Какие еще задачи на ближайшую перспективу стоят перед администрацией городского округа Власиха?
— В первую очередь, нам необходимо довести до логического конца все вопросы, связанные с земельными отношениями. На сегодня Министерство обороны РФ утвердило раздел земельных участков, и подготовлен проект приказа министра обороны. Более того, все земельные участки поставлены на кадастровый учет, и на них получено право собственности РФ. В том числе и на те земельные участки, на которых находятся объекты имущественного комплекса, уже принятые в муниципальную собственность. Наша задача — принять в муниципальную собственность сформированные земельные участки по микрорайонам и под переданными Министерством обороны объектами, зданиями и сооружениями, должным образом оформить их и получить право муниципальной собственности, что позволит вести не только капитальный ремонт, реконструкцию, но и строительство объектов: можно будет делать надстройки или пристройки. В частности, это даст нам возможность строительства нового торгового центра, который должен стать универсальным и многофункциональным.
Что касается объектов жилищно-коммунального хозяйства, то нам предстоит капитальный ремонт жилого фонда, реконструкция теплосетей, продолжение капитального ремонта и реконструкций котельных, очистных сооружений.
Важнейшая задача — это, бесспорно, установка станций водоочистки: обезжелезивания и обесфторивания. Сегодня они строятся по программе губернатора, и наша цель — стать участниками этой программы. Правда, здесь есть определенная сложность: все станции водоочистки строятся исключительно на условиях соинвестирования, а у нас, к сожалению, нет ни одной инвестиционной копейки из-за специфичности территории и не будет, пока не будет земли. Поэтому эти вопросы мы решаем комплексно.
Далее, мы продолжим дорожно-ремонтные работы и комплексное благоустройство всех микрорайонов городка, еще раз проанализируем и скорректируем схемы размещения детских и спортивных площадок, беседок для отдыха людей пожилого возраста.
Будем обустраивать пляжную зону в соответствии с разработанной градостроительной концепцией, произведем глубокую очистку наших озер, которые по праву называют жемчужинами Власихи.
И, конечно, нам нужен городской стадион, проект которого уже разработан, но, с учетом приоритетов, мы не можем сегодня рассматривать его как объект первостепенной важности. Поэтому строительство его начнем, когда уже будут решены другие насущные проблемы. Б