Василий ГОЧ: прорыв России — в духовности, в правильном понимании ценностей, в здоровом развитии экономики, общества и человека
БОСС-профессия | Босс номера
Текст | Виктория ИЗМАЙЛОВА
Фото | Из архива В.П. ГОЧА
Философ и методолог, создатель философской и методологической концепции Причинности и Движения причинности, основатель Школы причинности Василий Гоч размышляет об истоках разобщенности, которую сегодня остро переживает мир, миссии, духовном и творческом потенциале России и о культуре как сакральной мере бытия народа и ее преображающей роли в формировании цивилизации.
Слово печатное
— Василий Павлович, журнал «БОСС» отмечает 25-летие. Вы один из самых публикуемых у нас и уважаемых авторов. Что бы вы пожелали журналу, какие направления нам стóит развивать?
— В начале нашей беседы я выражаю вам признательность за предоставленную возможность печататься в вашем журнале. Вы идете в ногу со Временем и широко показываете проблемы и успехи современности.
— Как вы относитесь к кризису печатной прессы, ее замещению цифровыми каналами доставки контента? Интересно, что тиражи печатной прессы сейчас падают, а вот книги стали больше читать, книжные типографии насыщены заказами. Это может быть признаком возрождения интереса к печатным источникам?
— Кризис прессы начался с изобретением бумаги и замещением ею папирусов, берестяных грамот и таких вечных носителей информации, как камни. Суть этого кризиса — переход к носителям, на который возможно занести больший объем информации. Данный принцип я использовал при разработке своего сознания — я его вынес из физического мозга в окружающую пустоту Дао, которое бесконечно по своим возможностям. На эту тему совместно с Вадимом Владимировичем Чудесенко мы оформили авторское право. Тема сформулирована так: «Применение полей отображения для прямого прочтения информации из Дао».
Книга, журнал — не просто страницы с буквами и словами, а носители свойств Времени, через которые можно передавать мудрость самим общением и с мудростью, и с книгой. Книги возрождаются ходом Мирового Времени. Поэтому хорошая книга — лучший подарок.
Истоки разобщенности
— О разобщенности человечества, свидетелями которой мы сегодня стали. Люди не только разных поколений, но и поразному относящиеся к происходящему все меньше понимают друг друга и взаимодействуют между собой. Можно наблюдать, как люди, чаще всего молодые, «живут» в смартфоне и не замечают, что делается вокруг, и это касается целых групп людей с разными интересами. Это уже необратимый процесс или все-таки человечество, скажем так, опомнится и увидит мир вокруг себя? Можно ли преодолеть всю эту разобщенность и как?
— Причиной разобщенности во все времена был внутренний мир человека. У каждого из нас он собственный, свой, и мы ищем способы проникнуть в него, полагая, что будем там в безопасности. Такими способами являются медитативные приемы, погружение в какую-нибудь тему, уход в одиночество. Но во внутреннем мире все окружающие люди оставляют свои следы в виде складирования информации своей памяти в нас и сохранении связей, взаимодействий.
Нынешний глобальный кризис проявляет соприкосновение с новым уровнем реальности, а сопровождающий мировоззренческий кризис вызван проникновением без осознания к наноструктурам. Людям кажется, что окружающий мир рушится, а на самом деле он возрождается. Трансформации Природы и общества ведут к становлению Нового человека, который формирует свое сознание как социальный инструмент. Будущее открывается тем, кто владеет Знанием.
Ну и вишенка на торте — прохождение Бытия через сингулярность, что осуществляется только в одиночку. Тему сингулярности вы осветили в журнале в декабре 2020 года (см. Василий Гоч: Всегда будет востребовано служение! // БОСС. — 2020. — Декабрь. — Ред.).
Разобщенность преодолевается вхождением в новые социальные отношения и формированием Нового человека. Еще апостол Павел говорил: вы должны обновиться духом ума своего в познании. Требуется познание. Не просто набор знаний, а необходимость уметь работать со знаниями, которые получаешь. Следует сделать шаг, я бы сказал, методологически новый. Нужно оттолкнуться от опыта и получить новые знания, которыми мы построим будущее и которые будут преображать.
— В какой степени, на ваш взгляд, на разобщенность современного человечества повлияла пандемия COVID-19? Ведь все те меры, принятые большинством стран в тот период для борьбы с опасной болезнью, имели не только медицинские, но и социально-этические последствия. Скажем, проявлять заботу о ближних, оберегая их от заражения, мы были вынуждены через дистанцирование, через сокращение очного общения, физических контактов. И это не могло не отразиться на психологии людей и вообще на человеческих отношениях.
— В нынешнее кризисное время, чтобы адаптироваться к переменам, требуются тотальный взгляд, системное видение и глубокое понимание происходящего, стратегическое мышление, акцентированное на познании. В окружающем мире произошли трансформации, несущие как новые возможности, так и новые опасности.
Мы видим, как буквально на наших глазах меняются климат, экономика, структура общества и само Бытие…
В связи с новым состоянием Пространства-Времени влияние информационной составляющей на человека и его дела многократно усилилось. Без новых знаний, новых подходов к решению самых разнообразных проблем человеку просто не выдержать те нагрузки, которые уже легли на него и еще добавятся в новых космических условиях.
На этом Переходе требуются устойчивость и в какой-то степени бесстрашие, потому что людям не всегда понятно, что происходит.
Пандемия потребовала соответствующих социальных решений, и власти справились с ситуацией, учитывая ее размах. Появление дистанцирования в отношениях потребовало провести ревизию самоидентификации и найти новые источники творчества и своей жизни. Так, за апрель 2020 года, когда мы были на самоизоляции, я написал три книги, одна из которых — «Сказки Мудрости». При этом мои отношения с близкими и учениками не ухудшились.
Преобразование мира
— Что, на ваш взгляд, лежит в основе разобщенности обществ и отдельных людей — эгоизм, которому подвержена человеческая природа и распространенные сейчас идеологические направления, потакающие его процветанию, скажем, весьма популярная идеология индивидуализма, или же банальное недоверие к ближним, моральная и интеллектуальная незрелость?
— В вашем вопросе высвечены две проблемы: недоразвитость и наличие внутренней стихийности. Внутренней стихийностью обладает любая социальная группа, в которой не решена проблема недоразвитости. Идеология индивидуализма эксплуатирует проблему недоразвитости, защищая права разного рода меньшинств, чем способствует увеличению хаоса в обществе. Недоразвитое общество — это нетерпение к другому мнению, когда преследуют лишь свои цели.
Человек поднимает скрытый хаос внутри систем запаздывающими действиями, не к месту и не вовремя. Поднятый хаос накрывает человека с головой, проявляясь как нарушение порядка.
Снизить стихийность социальной общности (группы) возможно расширением границ ее бытия. Но, чтобы увеличить предельность своего бытия, необходимо повысить творческий потенциал, что осуществляется духовным ростом в Пути.
В отношении хаоса требуется духовно-творческое преобразование его, а управление им невозможно в силу природы хаоса — всякое движение хаоса, в том числе и попытка управления им, есть хаос и ничем другим быть не может. Чтобы быстро остановить выброс хаоса, требуется применить силу — закона или военную.
— Чем вообще опасна сегодняшняя разобщенность для человечества и его будущего, и опасна ли вообще? Ведет ли она к деградации общества и всех сторон его жизни, как считают одни философы, или же, как считают другие, столь явные тенденции усиливающейся разобщенности (чьей эскалации в немалой степени способствует и стремительное развитие технологий) — это предвестие формирования совершенно нового общества и, скажем так, новый шаг в эволюции человечества?
— История человечества показывает, что человек выжил как социальное существо. Разобщенность сейчас — временное явление, связанное с моментом перехода в Новый мир. Объединяющими факторами выступают передача знаний, игры. Эти факторы объединены самым ценным, чем мы обладаем, — общением. Состояние общности творческого коллектива слушатели или игроки принесут домой. Базой единения народа являются его славная история и сказки. По сказкам в соавторстве с Валерием Геннадьевичем Минасяном и Сергеем Викторовичем Ширяевым мы написали три книги: это уже упомянутые мною «Сказки Мудрости», а также «Философия Тотальности в русских сказках» и «Тайны русских народных сказок».
В русских народных сказках скрыты Знание и Истина. Мудрость сказок ребенок получает с молоком матери. Сказки — источник гармоничного воспитания ребенка. Они формируют мировоззрение человека и ментальность народа и вписаны в культурный код цивилизации.
Конец глобального проекта
— В какой степени, как это ни странно звучит, в сегодняшней разобщенности сыграла свою роль идея глобализма, которая вроде бы служит объединению мира? В одном из прошлых интервью вы говорили, что эта идея «…терпит крах. Философия двойных стандартов, лжи, погоня за ресурсами любой ценой, безапелляционное насаждение узкоутилитарных ценностей под предлогом демократии — типичные проявления недоразвитости, на которых базировался глобальный проект, изживают себя». Готовы ли вы сейчас подтвердить
те ваши слова?
— Да, подтверждаю!
Объединение человечества по западному образцу через экспорт образа жизни под предлогом демократии разрушает не только бытие стран, но и их культуру. Глобальный проект изжил себя через потерю мерности бытия, скрывая свою ограниченность, поэтому сворачивает любое дело и всякое бытие в дискрету. Жизнь недоразвитого превращается в охоту за ресурсами, за благом и самой жизнью.
Широкой общественности хорошо известны глобальные процессы, происходящие сегодня в экономике, политике и т. д. Но эти глобальные процессы непосредственно касаются всех процессов сугубо планетарного масштаба. Запад должен научиться строить отношения, а не диктовать их.
Вместо глобализма должно быть содружество Мастеров всех сфер бытия.
— Сейчас речь уже не о двойных стандартах. Запад внедряет абсолютно один стандарт. А все, что ему не соответствует, объявляется злом и подвергается отмене, под которую попадает даже не российская политика, а вся русская культура. Что можно противопоставить этой «культуре отмены» и насколько она пустила корни в западном мире?
— Актуальный вопрос единства человечества Запад пытается решить посредством глобализации и либерализма — последний поднялся из недоразвитости меньшей части общества с целью подчинения большинства для своего благополучия. С них особо и не спросить, они же недоразвиты. Они как дети — никакой ответственности, одни претензии. Вот здесь и должны проявиться зрелость общества и истинная демократия, а не либеральная. Пока же «ребенку» необходимо терпеливо объяснять жизнь и мироустройство.
Плоды так называемой либеральной демократии частично вплетены в нашу ментальность. Ограниченность мышления, узость понимания свободы человека, поклонение золотому тельцу — все это элементы неверия и деградации, которые можно отнести к «последним временам». Я уверен, что Россия сможет от них избавиться и раскрыть свой духовный и творческий потенциал, ориентируясь на совсем иные ценности.
Путь России
— По вашим личным ощущениям, насколько сильно чувствуется разобщенность в современном российском обществе? Ведь, с одной стороны, разобщенность, разъединение, принцип «каждый сам за себя» никогда не были присущи нашей цивилизации. С другой стороны — мы подвержены влиянию других цивилизаций. В эпоху глобализации это влияние усилилось, а следовательно, и у нас укоренились и идеология индивидуализма, и «ценности» общества потребления. Способны ли мы сегодня осознавать себя частью жизни своей страны и своей цивилизации и противостоять во многом негативному влиянию глобализма и чуждых нам идеологий?
— Общество проходит самоидентификацию силой, а должно бы мудростью. Трудности объединяют. Запад поднял в России самую мощную силу сплочения — наших бьют! Россия ушла от идеологии индивидуализма. В России утвердилась философия Сотворчества, когда творчески развитый специалист помогает развитию своей команды, формирует Звездную команду, где все готовы раскрыть свое Дело, оставаясь при этом едиными в Сотворчестве.
Внешнее влияние для народа, страны не страшно — это как попутный ветер в паруса корабля. Но для отдельных индивидуумов внешнее влияние как девятый вал в шторме. Об этом я говорю в одном из своих рубаи:
Если в Путь отправился от чужого дома,
Будешь на чужбине ты всегда ведомым.
Манит приютиться пристанище чужое,
Но жди там голода, страданий и погрома.
— «У России свой путь» — эту фразу мы слышим очень часто. А вот видение этого пути у мыслителей разное. Какой точки зрения о пути России и о ее роли в мире придерживаетесь вы, какой это находит отклик в вашей философской и методологической концепции?
— Философ Александр Александрович Зиновьев (1922–2006), названный пророком своего Отечества, в возрасте 82 лет сформулировал относительно Проекта «Россия» принципы, которые можно охарактеризовать как «пять надо». Они выводят на проблему выбора:
- «Надо сосредоточиться на изучении истории эволюции Мира». Разработанная нами Методология Тотальности раскрывает бытие Мира в полноте и единстве.
- «Надо начинать с нуля». Синтез западной и восточной философской мысли привел нас к Нулю как предельности всякого бытия и его начального потенциала. За Нулем мы увидели новое Бытие, формируемое Сотворчеством.
- «Нужно новое понимание реальности». В нашем понимании реальность — бесконечный и вечный континуум метаморфоз сознания. Поэтому реальность требует преображения, а мы ответственны за свое мышление.
- «Нужна новая методология». Такая методология создана — Методология Тотальности (2014 год).
- «Нужно покровительство точек роста нового мировоззрения». Точками роста нового мировоззрения являются семинары по Причинности.
Президент России Владимир Владимирович Путин сказал, что ближайшие годы станут для России «решающими» в том, чтобы воспользоваться «колоссальными возможностями технологической революции». При этом отмечено, что наибольшим потенциалом Россия обладает в области научных исследований и разработок.
Наступил момент, когда человечество переходит в Новый мир, и начало этого Пути — Россия. Прорыв России — в духовности, в правильном понимании ценностей, в здоровом развитии экономики, общества
и человека. Это — прорыв для себя и для всего мира. Как заметил президент Путин, изменения в мире носят цивилизационный характер. Путь России — создание условий для цивилизационного лидерства и формирование Нового человека.
Переход в новое Бытие сам по себе не осуществляется. Требуется Сотворец, владеющий методологией Причинности, посредством которой он проявляет свой творческий потенциал в бытии всякой Вещи и тем преображает ее. Именно в Сотворчестве человек реализует свое лидерство. Само присутствие человека с творческим потенциалом действует умиротворяюще, успокаивает выбросы хаоса и разряжает силы низшего порядка. Отсутствие творческого потенциала приводит к проникновению в бытие человека более простых форм жизни.
Сейчас в России как раз происходит такое возрождение социума, и этот процесс естественным образом задевает другие страны.
Поэзия и философия
— Кроме культуры отмены существует и просто культура. Давайте поговорим о ней подробнее. Мы знаем, что ныне сферой ваших особых интересов стала персидская поэзия, и конкретно рубаи. Одно из них вы только что процитировали. Обычно этот жанр поэзии связывают с именем великого персидского средневекового поэта Омара Хайяма. Почему именно рубаи стали вам интересны? Есть ведь и другие известные жанры лирической персидской поэзии, например, знаменитые касида и газель, есть еще эпический жанр и немало других всемирно известных имен: Саади, Хафиз, Фирдоуси, Низами?
— В советский период не было кризиса в книгопечатании, было просто трудно достать хорошую книгу. Мне повезло — я, будучи в командировке в Таджикистане, в местном кишлаке купил сборник рубаи Омара Хайяма и таким образом обрел далекое будущее. Здесь сработало явление импринтинга — первая запись в памяти оставляет след во Времени и открывает будущее. Таким естественным образом сформировалось мое предпочтение.
Омар Хайям — наиболее русский из восточных поэтов. Его рубаи полны символики и тайны. Я впечатлен переводами Германа Плисецкого, Осипа Румера, Ивана Тхоржевского, Леонида Некоры, Якова Козловского.
— В прошлом году в интервью нашему журналу вы сказали, что ваши рубаи — это философское осмысление событий смены Времени и прохождения Мироздания и человека через сингулярность. Сейчас, спустя почти год, основной мотив ваших рубаи остался прежним — столь глубоким и философским? Или, возможно, появились новые темы или новые мотивы ваших рубаи?
— Темы моих стихов-рубаи остаются теми же, добавилось несколько новых: читая Библию, душа и дух, сон, старость.
Что-то сжалось в груди, но не сердце,
Которое ритмом отбило высокие герцы.
Душа управляет физическим телом,
Не любит она, когда открывают к ней дверцу.
А старое тело жизнь не проводит,
Энергия старая Игру не заводит.
Бурлит и кипит молоко над Огнем —
В молодость юную Царь все же сходит.
— А вообще когда и как вы ощутили в себе склонность к поэзии? Какое место сегодня занимает поэтическое творчество в вашей жизни?
— Склонность к поэзии проявилась у меня в возрасте десяти лет. Свои первые стихи я послал на украинский конкурс и получил поощрительную премию — сборник стихов Максима Рыльского. Сейчас ни моих стихов, ни премии не осталось — выражаясь поэтическим языком, их поглотило Время. Следующим этапом поэтического творчества было редактирование стихов слушателей Школы Причинности.
Удивительно сработала пандемия — она вновь пробудила поэзию в душе, и я решил переложить все мои труды с научного и литературного языков на поэтический. Решение было принято 6 июля 2021 года. За семь месяцев я написал 700 стихов-рубаи, изданных отдельной книгой. Работа продолжается, и на сегодня я написал 1150 рубаи. Готовлю к изданию следующий сборник.
— Рубаи Омара Хайяма во многом известны жизнелюбием, культом вина, веселья, красивых женщин, что нехарактерно для исламской культуры. Что вы взяли для себя из поэзии Хайяма и что доносите до читателей в своих рубаи? Приведите примеры.
— Хорошо, вот три рубаи:
Жизнелюбие от Бога мы испытаем на Пути.
Опьянение — при встрече, но как к Нему дойти?
Женщины красивые дадут здоровое потомство.
Вот что скрыл Хайям в символах поэзии любви.
Зачем Природе цвет кипения садов?
Зачем дается нам ее Любовь?
Шумят теплом весенние дожди,
Смывая в жизни старых бед покров.
Под каплями дождя цветы пьяны,
Они грустят и ждут весны,
Чтобы вдохнуть магнолий аромат.
Но нужно пережить осенние дожди.
Рубаи — форма Премудрости, а методология Тотальности расширила темы, которые я поднял в своих рубаи. В извечной теме смерти, узел которой не смог развязать Омар Хайям, нам удалось показать ее процессуальность.
Омар Хайям на свете все познал,
Проблем узлы тугие развязал.
Но узел мертвый, что завязала смерть,
Не развязал, а может быть, не стал.
Сокровенная тайна Омара Хайяма —
Раствориться во прахе. Но как в этой яме
Найдешь ты Любовь и поднимешься вверх?
Любовь потеряешь в пространстве обмана.
Начало смерти скрывает Дао в накоплении.
Сидит она в засаде до поры до времени.
Но кто же тот Великий Мастер, ведающий смертью?
Сам человек в своем неосуществлении.
Источники мудрости
— Почему ваш выбор пал на восточную поэзию, а не на европейскую? Все-таки русская цивилизация развивалась в большей степени в западном, европейском ключе. Вы видите закат европейской культурной традиции или причины другие?
— В своем Пути я изучал и восточные, и западные источники мудрости. Они появлялись по мере моего самоопределения. Работая в Северодвинске, я обучался литературной грамоте у поэта Валерия Петровича Аушева.
В начале своего Пути я уже был философом, а затем еще и стал им осознанно. Я написал 142 монографии и четыре художественные книги: «Хроники», «Чаша Грааля», «Книга Судьбы» и «Книга Жизни» — в жанре параболы, в которых представлены духовный взгляд на события во Времени и их философское осмысление. Есть еще лирическое произведение «Волшебный сонет», на которое я сочинил музыку, а исполнила его Хибла Герзмава.
Появилась задача вместить данный научный и культурный материал в изящную емкую форму — за основу были взяты рубаи. Не намекая на закат Запада, хотя он все-таки невидимым образом присутствует, я уверен, что мои рубаи во всем объеме невозможно перевести ни на один из существующих языков, только отдельные стихотворения.
Ах, как хочется развеять Западный туман:
Прозрачность демократии — мировой обман.
Демократизм собрал течения на лжи.
По сути же, Болван — он и на Западе Болван.
— В то же время голос Востока очень давно слышится в отечественной литературной культуре — еще начиная с раннего периода нашей истории, с народного песенного творчества. Потом появились первые переводы и переложения восточных литературных памятников, в XIX веке мотивы и образы арабской и персидской поэзии вплелись в русскую поэзию, а затем и русские поэты стали пробовать себя в формах и рифмах восточной традиции. Чем, на ваш взгляд, обусловлена связь нашей литературы с восточной?
— Эта связь определяется стилем мышления. Западный человек рационализирован, у него работает в основном левое полушарие мозга. У восточного человека развито правое полушарие. Мы, находясь на стыке цивилизаций, взаимодействуем с обоими, что обеспечивает и нашу парадоксальность, и связь нашей культуры и с западной, и с восточной традициями.
— Кстати, есть и другие интересные восточные стихотворные культуры, например, японские лаконичные жанры танка и хокку…
— Согласен. Жанры танка и хокку представляют интерес для передачи массива мудрости в краткой форме. Возможно, это будет следующий этап моего творчества.
— Способна ли восточная литературная традиция, скажем, персидская поэзия, еще более, в частности, рубаи, повлиять на выздоровление и выживание всей мировой и западной культуры? Видите ли вы в ней средство для преодоления той разобщенности, о которой мы говорили вначале?
— Да, способна! Но Западу необходимо научиться уважать ценности других культурных традиций, а не навязывать свое мышление и свой образ жизни, в которых мудрости нет. Мудрость со времен царя Соломона — прямой Путь жизни. Чтобы приобщиться к мудрости народов, необходимо читать стихи в оригинале. Русский язык — удивительный! Он позволяет сохранить и приумножить поэтическое наследие других культур.
Я уже говорил, что мои рубаи невозможно перевести на другие языки, так как они представляют форму Премудрости. Вот и возникла необходимость изучения русского языка и преодоления разобщенности.
— Из всех искусств первое место принадлежит поэзии, считал Иммануил Кант. Однако создается впечатление, что в наши дни роль поэзии хоть и остается огромной, но в какой-то степени она отошла на периферию, по крайней мере современная поэзия. Как вы думаете, почему так происходит? Человек стал более прагматичен и менее восприимчив к языку поэзии или же разучился думать и заглядывать в себя, к чему неизбежно вынуждает чтение хороших стихов?
— Бытие человека сместилось к дальнему пределу, который люди пока не видят и потому не могут выразить свое состояние поэтическим языком. Поэты, смутно чувствуя глубинные трансформации, описывают впечатление о своем ощущении реальности.
В моих стихах-рубаи представлено философское осмысление событий нынешних перемен при прохождении Мироздания и человека через сингулярность. Они открывают будущее и ведут в жизнь.
Победа над хаосом
— И еще о культуре. Существует множество определений этого понятия. А как его определяет философ Василий Павлович Гоч?
— Культура — сакральная мера бытия народа. Она являет реальность Победы над хаосом, достигнутой в творческом отношении к самому себе, обществу, Природе и осуществленной в виде материальных и духовных ценностей. Такая Победа имплицитно закладывается в базис цивилизации.
— Не секрет, что культура имеет исключительное значение для существования и развития и цивилизации, и общества, и отдельного человека. Ваше мнение о состоянии современной культуры — мировой и нашей национальной? Сейчас же много говорится об упадке культуры и о том, что многие образцы современного творчества способствуют скорее деградации человечества, нежели его прогрессу. Можно ли как-то излечить эту «болезнь»?
— Упадок культуры можно даже не считать таковым по отношению к культуре — она просто проявление недоразвитости современной цивилизации, вызванной, в свою очередь, неразвитым внутренним миром. Мы же радуемся калякам-малякам своих детей. «Дети» по внутреннему возрасту очень активны, требуют пищи, зрелищ и внимания и совершенно безответственны, так как не понимают последствий. У них отсутствует причинное видение мира.
Лечение такой болезни (уже не в кавычках!) требует времени и осуществляется образованием и самообразованием.
А взрослые дяди с оружием атомным
оказались детьми.
Они собрались в песочнице НАТОвской —
делят там мир.
Кричат о правах недоразвитых,
народу мозги промывают.
Ложь страшным оружием стала,
разрушая основы семьи.
— И заключительный вопрос к вам тоже как к философу. Россия сейчас столкнулась со множеством вызовов, которые неизбежно оборачиваются для большинства из нас бытовыми трудностями, преодолевая которые нетрудно растерять себя. Как собраться, оставаться собой и развиваться духовно, не поддаваться эгоизму, преследованию сиюминутных целей?
— Мы постоянно находимся в Пути, даже если этого не замечаем, или никуда не идем. Дорога в будущее и события в нем формируются не скоростью забега, а какими вы стали в событийные ключевые моменты встречи с Истиной.
Читаю Рубаи под сенью звезд в ночном полете,
Гудят моторы ровно, спят пассажиры самолета.
Пространство-Время покоряя, мы в Вечности летим.
Строкой Свет Истины сияет в твердом переплете.Б
ГОЧ Василий Павлович родился в 1953 году в селе Великое Вербче Ровенской области УССР.
С отличием окончил сначала Севастопольский судостроительный техникум, затем — Севастопольский приборостроительный институт и аспирантуру. Три года работал инженером-конструктором в Северодвинске, позже возглавлял электромеханическое отделение Севастопольского судостроительного техникума.
Научный руководитель Школы Причинности, доктор биологических и технических наук, доктор науки в современном языкознании, профессор лингвистики, почетный профессор Международного венского университета, почетный доктор Международного университета франкоговорящих (Брюссель — Женева), действительный член восьми академий наук.
Почетный генеральный директор Международного биографического центра (IBC, Кембридж, Великобритания).
Член попечительского совета Фонда поддержки социально значимых инициатив «Лидер».
Кавалер Рыцарского Ордена Великого Магистра Ла-Валетта.
Автор и соавтор книг «Путь за Тантру», «Философия Высшего Творчества», «Причина и Карма», «Первая Книга Принципов», «Управляющие матрицы», «Дороги «Книги Перемен», «Книга Силы»,«Азбука «Книги Перемен», «Словарь Сути Слов», «Духовная сила растений», «Неклассическая тотальная наука», «Максимы Тотальности», «Тотальный Проект. Генезис Дела», «Тотальные факторы омоложения», «Книга Победителей», «Геометрия Времени Тела Человека», «Путь к Силе», «Обновление Мудростью», «Скрижали Мудрости», «Сказки Мудрости», «Прогнозы — Промыслы», «Категория Цели в НТН» и других.
Живет и работает в Севастополе.