Артур ЗЮЗГИН: частные объекты могут быть интересны с точки зрения реализации архитектурных замыслов


БОСС-профессия | Проектирование и строительство
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | ООО «ПРОПРОЕКТ»

О своем пути в сфере строительного проектирования и об основных проблемах, которые приходится решать проектным фирмам, рассказывает директор воронежской компании строительного проектирования ООО «ПРОПРОЕКТ».

Мой путь в проектирование, как ни странно, начался, когда я учился на физическом факультете Воронежского государственного университета по специальности «Радиофизика и электроника». На втором курсе университета я начал работать в проектной компании, занимаясь организацией ее участия в тендерах и прочей офисной работой. Через полтора года мне предложили переехать в Краснодар, так как там было много объектов, которыми занималась наша компания, чтобы запустить офис в Краснодаре. Такое предложение я воспринял с большим энтузиазмом как некий вызов, что мне всегда было интересно, и возможность решать новые для себя задачи.

В конце 2015 года до нас добрался кризис. Было принято решение свернуть работу всех офисов и довольно радикально сократить штат фирмы. Я вернулся в Воронеж, где стал вести в качестве ГИПа (главного инженера проекта. — Ред.) оставшиеся проекты. Со временем ситуация в фирме постепенно выправилась, и мне предложили должность исполнительного директора. Я проработал на этой должности полтора года и пришел к пониманию того, что мне по силам открыть собственную компанию.

Так появилось ООО «ПРОПРОЕКТ», где я являюсь директором и учредителем. Оно занимается проектированием различных объектов: инженерными сетями и сооружениями, общественными и жилыми зданиями, производственными объектами. За три года работы мы получили около десяти положительных заключений государственной экспертизы. Фирма воронежская, но основные регионы нашей работы — это Москва и Московская область.

Школа на 1125 мест в Московской области

О проблемах, возникающих в процессе проектирования

Для начала я хотел бы остановиться на основных проблемах проектирования, какими они мне видятся.

Сметная стоимость строительства.

В настоящее время сметы на строительство, финансируемые за счет бюджетных средств, находятся под очень пристальным контролем. При этом для определенного перечня объектов существуют ограничения по предельной стоимости за квадратный метр, километр и т. п. в зависимости от типа объекта. Часто бывает, что по смете, получившей положительное заключение экспертизы, строительные работы начинаются в лучшем случае через полгода-год. А к тому времени многие позиции сметы теряют свою актуальность в части реальной рыночной стоимости. Многие работы становятся попросту нерентабельными для строителей.

На сегодня единственное работающее решение данной проблемы — повторная экспертиза сметной стоимости с приведением расценок к актуальным в отношении индексов изменения сметной стоимости и прайсовых позиций. Это решение в целом практикуется в некоторых регионах. Причем чем ближе к моменту завершения строительства такая экспертиза будет проводиться, тем больше стоимость выполнения строительно-монтажных работ будет соответствовать реальным ценам. Правда, подобное решение осуществимо, только когда возможно увеличение лимитов финансирования строительства, и не подойдет для ситуации, когда все лимиты уже и так превышены. В этом случае решить проблему можно, если сам заказчик проведет работу в плане увеличения лимитов.

Единый формат технических условий.

Разрабатывая проекты по инженерным сетям и взаимодействуя с различными ресурсоснабжающими организациями, мы часто сталкиваемся с тем, что технические условия прописаны не в полном объеме, не отражают все требования, которые в дальнейшем предъявляют согласующие органы. По моему мнению, введение единого стандарта технических условий с конкретным перечнем пунктов и требований помогло бы взаимодействию проектных и ресурсоснабжающих организаций.

По опыту работы могу с полным правом сказать, что проектирование — весьма затратный процесс и в эмоциональном, и во временнóм плане. Необходимо налаживать взаимодействие огромного числа людей как на своей стороне, так и на стороне заказчика. Масса вопросов решается вне поля зрения заказчика — исключительно в ходе обсуждения внутри проектной фирмы, соответствующих совещаний. Подрядчик должен быть генератором решения проблем, а не самих проблем. Его задача — предлагать заказчику решения, а не просто задавать ему вопросы и, таким образом, затягивать процесс проектирования.

Вот этот нескончаемый поток маленьких, больших, сложных, срочных вопросов зачастую буквально изматывает. А когда все это к тому же накладывается на большую ответственность за итоговый результат работы, выполнение работы в срок, надежность и безопасность реализуемого проекта, да и его красоту, некоторые люди не справляются с бесконечным потоком проблем из года в год и, к большому сожалению, уходят из профессии. Правда, многие, отдохнув год-другой, возвращаются. Потому что проектирование — это шанс реализовать свои собственные идеи. Это возможность постоянного поиска ответов на возникающие вопросы и проблемы, которые, превращаясь в проектное решение, в итоге приносят тебе высшее наслаждение — факт реализации твоего проекта. В общем, это процесс бесконечного обучения, анализа реализованных объектов, систематизации принятых ранее решений. Этим можно заниматься многие годы, и такой процесс не может надоесть.

Визуализация ресторана на 250 мест в Воронежской области

О BIM-проектировании

Отдельно хотел бы поговорить о BIM-проектировании. Практика такого проектирования появилась у нас относительно недавно, поэтому первые впечатления еще свежи. Это прекрасный инструмент для контроля реализации проекта в целом и разработки отдельных его разделов в частности, возможность увязки смежных разделов. Стóит отметить, что данные решения более эффективны, когда все проектировщики работают на едином сервере, чтобы все смежные разделы «видели» друг друга. При этом BIM ни в коем случае не снимает обязанности сообщать об изменениях в модели объекта, обсуждать предстоящие проектные решения по прохождению инженерных сетей, конструкций каркаса здания.

Важный плюс BIM-проектирования — возможность легкой и эффектной визуализации твоих проектных решений для заказчика по всем разделам проекта. Но в то же время первоначальное создание BIM-модели по продолжительности занимает большее время, чем проектирование обычными средствами, что сказывается на итоговых сроках работы. Еще хотелось бы отметить, что встает весьма сложный с юридической и финансовой точек зрения вопрос в части передачи BIM-модели заказчику. Грамотная BIM-модель — это полноценный проект, причем в эквиваленте как проектной, так и рабочей документации. Поэтому хотел бы посоветовать фиксировать любую передачу BIM-модели в письмах и накладных как факт передачи выполненной работы на проверку, а также констатировать это в договорных отношениях.

Визуализация ресторана на 250 мест в Воронежской области

О «ПРОПРОЕКТЕ»

Как уже говорилось, наша фирма занимается проектированием самых различных объектов, в том числе объектов как с государственным финансированием, так и с привлечением частных средств. Напомним, что у каждого типа финансирования есть свои плюсы и минусы, поэтому сложно сказать, с каким проще работать. Могу лишь констатировать, что у объектов с государственным финансированием техническое задание на проектирование зачастую проработано лучше, тем более если заказчик обладает ресурсами для создания собственной службы заказчика, курирующей в том числе и проектные работы. При этом частные объекты могут быть интересны с точки зрения реализации различных архитектурных замыслов, так как конечная стоимость их строительства не подпадает под весьма суровые ограничения максимальной сметной стоимости.

Финансирование финансированием, но сразу после образования фирмы перед нами встал вопрос стратегии работы. Я выбрал вариант работы на субподряде, поскольку выход на государственные закупки несколько осложнен необходимостью опыта работы в рамках закона 44-ФЗ. Мы продолжаем работать на субподряде и сейчас, оказывая услуги по разработке проектной и рабочей документации.

Вариант работы генподрядчиком в сфере государственных закупок, конечно, рассматривался, но я пришел к выводу, что он требует немалых первоначальных вложений. А это ведет к значительным ограничениям в части количества возможных контрактов. Мне видится, что в дальнейшем все большее число организаций будет работать именно в роли субподрядчиков. При этом число генеральных подрядчиков вряд ли будет расти. Ведь генподрядчик — это в первую очередь лицо проекта, и главная его функция — контроль своих субподрядчиков, распределение их финансовой подпитки, а также взаимодействие с заказчиком. Осталось не так много организаций, которые могут выполнить значительное число государственных заказов исключительно своими силами, без привлечения субподрядчиков.

Те инициативы по созданию базы поставщиков материалов в рамках импортозамещения, которые за последнее время стали реализовываться, можно было бы распространить на сферу услуг в целом и проектирование в частности. Конечно, такие площадки подбора партнеров есть и теперь, но они чаще всего платные. Поэтому правильнее всего было бы развивать единую площадку поиска субподрядчиков под эгидой государства. А если предположить, что подобная площадка уже существует, но о ней мало кто знает, надо направить усилия на ее информационное продвижение.

О сопровождении проектов

Еще одним важным аспектом работы «ПРОПРОЕКТА» я вижу сопровождение заказчика до самого окончания строительных работ. Это весьма серьезным образом влияет на планирование работы, так как зачастую внепланово возникают вопросы авторского надзора, требуя скорейшего решения. При этом вы параллельно занимаетесь новыми объектами, и нередко приходится решать, у какой из работ сейчас должен быть главный приоритет. Более того, часто в ходе подобного сопровождения проекта у заказчика формируются новые требования к проекту, приводящие к некоторым корректировкам уже выполненных проектных решений.

Конечно, зачастую обидно переделывать свою работу по не зависящим от тебя обстоятельствам, потому что каждый проект — это твое детище, и ты им дорожишь, но мы всегда стараемся идти навстречу заказчику. На мой взгляд, именно такое комплексное сопровождение заказчика от начала и до конца как раз и содействует положительной репутации фирмы и тем самым в дальнейшем помогает привлекать новые заказы.

По моим наблюдениям, подобная стратегия не очень распространена, и многие организации считают, что после получения положительного заключения работа завершена, выдают какую-то рабочую документацию и забывают о заказчике. Да, этот путь проще и быстрее, возможно, в чем-то он даже правильнее, потому что заказчик должен заведомо понимать, чтó он хочет от проекта и какую документацию ему передали. Но стройка — живой, во многих случаях растянутый в сроках процесс, в ходе которого может поменяться многое. И я считаю, что справедливее не оставлять заказчика один на один с его проблемами, хотя это и не всегда просто, особенно когда у тебя горят сроки по новым проектам.

О взаимодействии с экспертизой

Хотелось бы остановиться еще на вопросе взаимодействия с экспертизой. В рамках своей работы мы получали положительные заключения в нескольких регионах страны, поэтому есть возможность сравнить процесс работы различных государственных экспертиз. В этом плане мне по душе подход Московской областной государственной экспертизы. Его особенность заключается в том, что локальные замечания экспертов вывешиваются на сайте, по мере того как эксперты изучают проект. Таким образом, нет необходимости ждать сводного перечня замечаний, а можно начинать работать с экспертами по отдельности, порой уже через неделю после старта экспертизы, так как отдельные эксперты имеют возможность посмотреть проект чуть раньше. Отсутствие такой бюрократической преграды, как обязательное ожидание сводного перечня замечаний, ускоряет процесс получения заключения.

И последнее. Если рассматривать вопрос взаимодействия с государственными органами при проектировании более глобально, то хотелось бы обратить внимание на довольно длительный срок получения различных исходных данных. Зачастую непосредственно процесс проектирования занимает меньше времени, чем сбор всех необходимых исходных данных, хотя, без сомнения, в последние годы этот процесс несколько упростился и ускорился благодаря повсеместному внедрению электронной подачи документов. Однако, как говорится, нет предела совершенству, и хотелось бы сократить сроки получения градостроительных планов земельных участков, технических условий и иных необходимых документов. Это ускорило бы процесс выполнения работ и реализации объектов.Б (Босс май-июнь 2022)