Игорь ГОРЯЧЕВ: наша задача — вместе с государством помочь застройщикам быстрее и с меньшими затратами выходить на стройку, но без снижения при этом качества
БОСС-профессия | Проектирование и строительство
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Сергей ТУБИН
Директор ГАУ Московской области «Мособлгосэкспертиза» — о различиях в работе государственной и негосударственной экспертизы, чем они могут быть полезны друг другу, а также о вызовах, которые стоят перед институтом строительной экспертизы.
— Игорь Евгеньевич, зачем вообще нужны негосударственные экспертизы, когда есть государственные?
— Внесенные в 2011 году изменения в Градостроительный кодекс, уточняющие основания и порядок осуществления государственной и негосударственной экспертизы и уравнивающие в правах их заключения, имели целью предоставить застройщикам, большинство из которых частные предприятия, возможность нескольких входов за, скажем так, этой услугой. Заказчик получил право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, не только в уполномоченные государственные экспертные организации, но и в аккредитованную негосударственную экспертизу.
— Данные о количестве выдачи положительных заключений обеих видов экспертизы показывают значительный перевес в сторону заключений негосударственной экспертизы. Почему так?
— Разрыв действительно существует. Например, если посмотреть ежемесячную статистику разрешений на строительство, выданных на основе положительных заключений государственной и негосударственной экспертизы, в Московской области, то можно увидеть, что на долю положительных заключений Мособлгосэкспертизы приходится порядка 20%, а 80% объектов получают разрешение на строительство на основании заключений негосударственной экспертизы.
Это объясняется тем, что мы как государственная организация работаем на программы Московской области, строительство в рамках которых финансируется из бюджетных источников, и по этим объектам заказчикам необходимо получать заключения, касающиеся как технической части, так и сметной документации, в госэкспертизе.
Но в Московской области также строится много жилья, логистических и торговых комплексов, других коммерческих объектов. Реализует эти проекты большое количество частных компаний, которые не обязаны проходить госэкспертизу и часто обращаются в негосударственные экспертные организации.
— А уровень качества заключений государственной или негосударственной экспертизы кем-то оценивается?
— Нет, задачи оценить, насколько качественно и профессионально подготовлено положительное заключение экспертизы, государственной или негосударственной, нет ни у органов исполнительной власти, выдающих разрешения на строительство, ни у контрольно-надзорных органов.
— В 2019 году в законодательстве было закреплено понятие экспертного сопровождения проектов строительства. Сегодня, кажется, эту функцию в основном берут на себя организации негосударственной экспертизы?
— Да, так. Потому что государственные экспертизы очень загружены большим объемом работ в рамках задач, возложенных на нас государством в части реализации социальных программ, которые воплощаются в объектах капитального строительства, капитального и текущего ремонта. И, хотя опция экспертного сопровождения нам знакома и понятна, мы стараемся не отвлекаться. У коллег в негосударственной экспертизе нет задачи в виде государственного задания, которое нужно выполнить. У них больше времени и возможностей для маневра.
Я думаю, что у процедур экспертного сопровождения есть светлое будущее и в государственной экспертизе. Однако к этому вопросу нужно подходить весьма аккуратно. Возможность устранять какие-то ошибки и недоработки на стадии проектирования расхолаживает и заказчика, и проектировщика. Если у них есть контролер, который всегда может подсказать, что неправильно, что следует углубить, что расширить, что представить в проекте в другом виде, зачем им самим стараться? К тому же сохраняется риск перейти грань между проектированием и экспертизой. Эксперт начинает участвовать в проектировании, что не совсем правильно. Его задача — не создавать проектную документацию, а рассматривать и критиковать ее.
— Нередко к негосударственной экспертизе обращаются заказчики, которые хотят пройти государственную экспертизу и нуждаются в помощи при подготовке к ней документов. Как вы оцениваете такую практику?
— У меня довольно продолжительный опыт работы с негосударственными экспертизами, которые предоставляют заказчику услугу по подготовке документов для государственной экспертизы и поддержку в ее прохождении. И я всегда шел им навстречу, потому что для нас это означает сокращение трудового времени и затрат, а для негосударственных экспертиз — хлеб. Как правило, в этом случае мы получаем на экспертизу уже достаточно подготовленную и комплектную документацию. По сути, остается только посмотреть принципиальные решения и задать ключевые вопросы. Все остальное, вся черновая работа, уже выполнено на стадии подготовки документации в негосударственной экспертизе.
— Кем сегодня сложнее стать — экспертом государственной или негосударственной экспертизы?
— Сложнее — экспертом государственной экспертизы. Допуск физических лиц к профессии в нашей сфере сильно зарегулирован. Несколько лет назад законодатель существенно усложнил процедуру аттестации государственных и негосударственных экспертов, но у негосударственной экспертизы больше послаблений. Экспертам государственной экспертизы нужно пройти электронное тестирование, сдать устный экзамен и решить практическую задачу. Сотрудники негосударственной экспертизы проходят испытание на допуск к профессии только через электронное тестирование.
Я считаю, что правила прохождения аттестации государственными и негосударственными экспертами должны быть уравнены. Сейчас присутствуют некоторые привилегии для негосударственной экспертизы.
— Сотрудники государственных экспертиз часто переходят в негосударственную экспертизу?
— Нет, не часто, насколько я могу судить по нашей организации. Переход сотрудника государственной экспертизы на работу в негосударственную экспертизу — это скорее исключительный случай. По той простой причине, что государственная организация дает гарантию «белой» заработной платы, социального пакета, адекватных условий труда. А негосударственная экспертиза — это коммерческая организация, в работе которой всегда присутствуют риск и, соответственно, связанные с ним издержки. Там, как и везде в коммерческом секторе: как потопаешь, так и полопаешь, и наоборот — как полопаешь, так и потопаешь.
— Как обстоят дела с кадрами для экспертиз? Есть ли дефицит специалистов?
— Есть. Эта проблема не обошла стороной экспертный цех. Отдельные экспертные профессии — дорожники (как железнодорожники, так и автодорожники), специалисты по пожарной безопасности, по промышленной безопасности — в большом дефиците.
Дефицит кадров — ахиллесова пята не только экспертных организаций, но и проектировщиков и изыскателей. На нашу сферу это тоже влияет, поскольку хороший эксперт может стать таковым, лишь пройдя цех либо изыскания, либо проектирования. Тогда, перейдя по другую сторону баррикад, в экспертизу, понимая все процедуры и процессы, помня те ошибки, на которые ему как проектировщику или изыскателю в свое время указывали товарищи из экспертизы, он будет знать, какие болевые точки чаще всего встречаются в проекте, какие конкретно моменты и в каких разделах проектной документации следует отсматривать особенно внимательно.
— Проблема с кадрами в проектной сфере, наверное, находит отражение и в качестве документации, поступающей на экспертизу?
— Увы. Опытные кадры проектно-изыскательского цеха не молодеют, а, наоборот, стареют и уходят с рынка. А молодежь больше привыкла, и, наверное, это удобно и правильно, работать в электронном виде, в соответствующих программах, которые позволяют «положить» на экран те или иные проектные решения. Но работа в цифровых продуктах не гарантирует качество подготовки проектной документации.
Однако проблема не только в этом. Мы, экспертная отрасль, давно говорим о том, что проектировщикам и изыскателям нужно с определенной периодичностью проходить проверку знаний, получать допуск к профессии, а между этими процедурами проходить повышение квалификации. На сегодняшний день какая-либо обязательная система аттестации квалификации этих специалистов отсутствует, поэтому и качество проектно-сметной документации, к сожалению, не поднимается. Как правило, в лучшем случае мы получаем документацию на среднем техническом уровне, к которой имеем достаточно много замечаний. Проектов, которые бы с первого захода прошли «на ура» с минимумом замечаний экспертизы, к сожалению, практически нет.
— Как может институт экспертизы помочь строительной отрасли в нынешних непростых условиях?
— В этой действительно сложной ситуации стройку необходимо поддержать. Чем?
В работе по трем направлениям — разрешительной системе, деньгам и кадрам. Государство это понимает и двигается по этим направлениям. В разрешительной системе — это упрощение регулирования строительной отрасли, деньги — это сохранение и увеличение инвестирования в строительство, а кадры — это подготовка и переподготовка специалистов, повышение профессиональных требований в том числе к проектировщикам, изыскателям и экспертам. Хотя, говоря об экспертах, я в большей степени имею в виду негосударственную экспертизу. В государственной экспертизе мы уже достаточно плотно зарегулированы.
Экспертные организации работают в рамках действующего законодательства. Для нас наиболее важно — количество обязательных документов, которые должны быть представлены на экспертизу, и их качество. Для заказчика и проектировщика, помимо этого, важно содержание обязательных и добровольных требований для применения при проектировании и строительстве. Сейчас государство проводит активную политику, направленную на упрощение работы заказчика и проектировщика путем перекачивания большого числа документов из перечней обязательного применения в перечень добровольного. Таким образом, по мнению законодателя, должна быть прорвана плотина бюрократизма, который присутствует в любом производственном и административном процессе, в том числе в проектировании и экспертизе.
Законодательство меняется, мы, естественно, под него подстраиваемся. Наша задача — вместе с государством помочь застройщикам как можно быстрее и с меньшими затратами выходить на стройку, но без снижения при этом качества. Поэтому моя позиция: чем больше обязательных требований мы отменяем, тем больше требований должно предъявлять государство к качеству кадров в проектно-изыскательской сфере и экспертной области, в первую очередь в негосударственной экспертизе.Б (Босс май-июнь 2022)
ГОРЯЧЕВ Игорь Евгеньевич родился 21 марта 1966 года в г. Москве. В 1983 году окончил Московское суворовское военное училище. В 1983–1985 годах учился в Рижском высшем военном авиационном инженерном училище. В 1985–1986 годах служил в Вооруженных силах СССР.
В 1992 году с отличием окончил Московский институт коммунального хозяйства и строительства, факультет «Промышленное и гражданское строительство». В 1999 году прошел профессиональную переподготовку в Московском городском институте управления мэрии Москвы по программе «Государственное и муниципальное управление городом — субъектом Федерации». Кандидат технических наук: в 2008 году защитил диссертацию в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. В 2009 году Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет присвоил Игорю Горячеву ученое звание профессора инжиниринга и профессиональную степень доктора делового администрирования.
Трудовую деятельность начал в 1986 году в системе Главмоспромстроя: прошел путь от строительного рабочего до производителя работ специализированного СМУ. В 1993–2000 годах работал в службе заказчика Мосбизнесбанка и Банка Москвы: начинал с должности специалиста, завершил работу заместителем директора управления. В 2000–2001 годах — заместитель директора по строительству проектно-строительной фирмы «НОРД».
С 2001 года по настоящее время — директор государственного учреждения Московской области «Мособлгосэкспертиза».
Заслуженный строитель Московской области. Строительный эксперт России. Почетный строитель города Москвы. Награжден медалью «В память 850-летия Москвы», памятным знаком главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации «100 лет адмиралу флота Советского Союза Н.Г. Кузнецову», ведомственным нагрудным знаком МЧС России «За заслуги», медалью Федерации независимых профсоюзов России «100 лет профсоюзам России», почетными знаками губернатора Московской области «За полезное», «За труды и усердие» и «Благодарю», почетным знаком Московской областной думы «За содействие закону», знаком Московского областного объединения организаций профсоюзов «За содружество», нагрудным знаком Московской областной общественной организации профсоюза работников строительства «За социальное партнерство».
Президент Всероссийской федерации эстетической гимнастики.
Женат, двое детей.