Михаил ПОГОСЯН: Московский авиационный институт – это университет, который смотрит в будущее


БОСС-профессия | Босс номера сентябрь 2020
Текст | Юрий КУЗЬМИН, Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Юрий ТЕРЕЩЕНКО, пресс-служба МАИ

В 2020 году Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) отмечает 90-летие. К столь солидной дате ведущий научно-образовательный центр России в области авиационных, ракетно-космических и других высокотехнологичных систем подошел динамично развивающимся вузом, нацеленным на подготовку специалистов мирового уровня, формирующих будущее цифровой экономики в широком спектре индустрий высокотехнологичной отрасли. О настоящем и будущем МАИ, его приоритетах и программе развития нам рассказал ректор Московского авиационного института, доктор технических наук, академик РАН Михаил Асланович Погосян.

Трамплин в будущее

— Михаил Асланович, что для вас лично — ректора и выпускника МАИ — означает 90-летие вуза?

— Для коллектива Московского авиационного института и для меня 90-летие университета — это очень значимое событие. Прогресс отечественной авиационной индустрии и космической отрасли в значительной степени связан с достижениями выпускников нашего университета. МАИ основан в 1930 году, еще до того, как в Советском Союзе были сформированы конструкторские бюро и серийные заводы по производству современной авиационной техники. То есть вуз изначально создавался, чтобы удовлетворить потребности зарождающейся авиационной индустрии в квалифицированных кадрах.

Московский авиационный институт внес большой вклад в завоевание нашей страной высоких позиций на мировом рынке авиационной техники и космических услуг. Практически все образцы авиационной и ракетно-космической техники созданы в нашей стране при непосредственном участии выпускников МАИ. В настоящее время выпускники университета составляют костяк коллективов предприятий аэрокосмической отрасли, входящих в ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и другие ведущие высокотехнологичные компании.

Сегодня МАИ динамично развивается, и это я считаю особенно важным для нашего коллектива. Опираясь на колоссальный опыт и многолетние традиции, наш университет следует новейшим трендам в области образования, науки и инноваций и готовит специалистов в соответствии с будущими потребностями индустрии высоких технологий. Московский авиационный институт — это университет, который смотрит в будущее и формирует повестку завтрашнего дня.

— Миссией МАИ обозначена подготовка мировой элиты кадров для цифровой экономики через опережающие исследования на всех стадиях жизненного цикла высокотехнологичной техники. Какие направления сейчас в приоритете?

— Научная работа и подготовка студентов в Московском авиационном институте ведутся по нескольким десяткам дисциплин и направлений, перспективных для высокотехнологичной индустрии. В стенах МАИ реализуются образовательные и научно-исследовательские проекты в области конструирования авиакосмической техники, перспективных двигательных и энергетических установок, беспилотных летательных аппаратов, технологий гиперзвука, систем искусственного интеллекта и математического моделирования, IT и систем управления, технологий больших данных, машинного обучения, интернета вещей, управления жизненным циклом изделий, электрификации инженерных систем, композиционных материалов, аддитивных технологий, роботизации и многих других.

— Образовательные и исследовательские программы реализуются в кооперации с предприятиями аэрокосмической отрасли?

— Безусловно. Одна из основных стратегических задач Московского авиационного института — усиление взаимодействия с индустрией. Чтобы подготовить качественных специалистов, востребованных на предприятиях высокотехнологичной отрасли, нужно глубоко понимать те задачи, которые стоят перед ними, и ориентировать на их решение свои программы.

Мы выстраиваем долгосрочные отношения с индустриальными партнерами. Совместные программы реализуются с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО «Вертолеты России», ПАО «Компания «Сухой», ПАО «РКК «Энергия» имени С. П. Королева», АО «Российские космические системы» и многими другими предприятиями, входящими в государственные корпорации «Ростех», «Роскосмос», с ведущими IT-компаниями и авторитетными межотраслевыми организациями. Вместе с нашими партнерами мы выполняем научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вовлекая в них преподавателей, научных сотрудников и студентов университета. Наши индустриальные партнеры участвуют в постановке задач для образовательных программ и непосредственно в самом процессе обучения.

Высокие цели

— Поговорим о вас лично, ведь ректор вуза — это его лицо. Он представляет университет, так сказать, внешнему миру. Вы один из первых, если не первый ректор Московского авиационного института, пришедший к руководству вузом после многолетней работы в отрасли, где возглавляли ведущие авиастроительные компании.

— В Московском авиационном институте я работаю уже более 15 лет. С 2004 года возглавляю кафедру 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» — ту, которую сам окончил несколько десятков лет назад. В 2015 году, завершив работу в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», все свои профессиональные интересы я сосредоточил на МАИ. В 2016-м избран ректором вуза.

Сегодня Московский авиационный институт реализует комплексную программу, направленную на достижение лидирующих позиций университета как ведущего образовательного и научно-исследовательского центра авиационно-космической и смежных высокотехнологичных отраслей не только в России, но и в мире. Это ответственная и важная задача. И мне интересно участвовать в ее реализации.

— Почему вы выбрали своей профессией именно авиацию, а точнее, создание самолетов? Кто направлял вас в выборе профессии?

— Выбор профессии и вуза — это полностью мое решение. Мне всегда были интересны сложные инженерные задачи, и авиастроение стало для меня лучшим направлением для формирования своего профессионального будущего.

В Советском Союзе авиастроение являлось локомотивом развития высокотехнологичных отраслей индустрии. В значительной степени оно определяло научно-технологический прогресс страны. Это была комплексная отрасль с высоким мультипликативным потенциалом. Таким авиастроение, собственно, остается и сегодня.

С начала 1930-х авиастроение, а через несколько десятилетий и космос были главными приоритетами развития высокотехнологичной индустрии Советского Союза. Здесь наша страна проделала революционный путь. Авиастроение стало ключевой отраслью национальной экономики. Мы добились конкурентоспособности и на мировом рынке. Советские боевые самолеты конкурировали с американскими, ни в чем не уступая им и даже превосходя с точки зрения своих возможностей. В Советском Союзе существовала лишь одна отрасль, где мы находились на столь же высоком конкурентном уровне, — космос. В других высокотехнологичных отраслях — в автомобилестроении, в гражданском судостроении — таких результатов добиться не удалось.

В общем, выбирая профессию и вуз, я понимал, что авиастроение — это задачи высокого уровня. Мне было интересно принять участие в их решении.

— По окончании МАИ значительная часть вашей жизни оказалась связанной с фирмой Сухого. Вы попали на Московский машиностроительный завод имени П. О. Сухого по распределению или все-таки приложили усилия к тому, чтобы вас направили именно туда?

— В ОКБ Сухого я пришел по распределению, но так как я оканчивал институт с отличием, то имел определенную возможность выбора будущего места работы. И я действительно стремился работать именно на этом предприятии, поскольку от всех других конструкторских бюро «Сухой» отличался тем, что там значительно больше доверяли молодым специалистам, и вообще «Сухой» выделялся своей творческой атмосферой. В ОКБ я сразу попал в отдел проектов, и уже это выделяло «Сухой» из других КБ, где вчерашних студентов в отдел проектов не брали, считая, что работать там могут только опытные специалисты. На «Сухом» же, напротив, полагали, что задачи создания перспективных разработок для авиационного комплекса должны решаться во взаимодействии старшего поколения и молодежи, которая более творчески подходит к их выполнению. Одной из первых работ, которую мне поручили в ОКБ Сухого, стало проектирование самолета с крылом обратной стреловидности. Опытные старшие коллеги этим проектом не хотели заниматься, предпочитая работать в рамках более понятных и традиционных схем.

— Что помогло вам выстроить профессиональный путь от инженера-конструктора до эффективного руководителя предприятия?

— Все руководители «Сухого», которые возглавляли ОКБ в советские годы — и сам Павел Осипович Сухой, и Евгений Алексеевич Иванов, и Михаил Петрович Симонов, были инженерами.

В ОКБ мне поручали работу, и я с ней справлялся, мне давали следующее задание и т. д. Традиционно я занимался большим количеством управленческих и организационных задач. Но не я один, конечно. В общем, нормальный профессиональный путь инженера-конструктора, который вырос в управленца.

Кадры новой формации

— По вашим наблюдениям, как изменился маёвский студент со времен вашей учебы?

— На мой взгляд, сегодняшние студенты намного более активны. К этому их побуждает время.

Система подготовки кадров в Советском Союзе была стандартизирована, а профессиональное будущее студентов выстраивалось по заранее определенной траектории: обучение в вузе — распределение — работа на одном из предприятий авиакосмической отрасли. Теперь гарантий дальнейшего трудоустройства у студентов нет. Однако сейчас у выпускников более широкий выбор возможностей для развития своей карьеры. Скажем, выпускники МАИ востребованы как на предприятиях авиакосмической индустрии, в ОПК, так и в IT-компаниях и во многих других высокотехнологичных сферах экономики. Это, с одной стороны, дает выпускникам больше возможностей для профессиональной самореализации, но с другой — уже на этапе учебы молодому человеку предстоит проявлять себя довольно активно, чтобы спроектировать свое профессиональное будущее в цифровом мире, где специалисты должны обладать значительно более широким набором умений и навыков.

— Отсюда курс на индивидуальные образовательные траектории студентов, который последние несколько лет отчетливо проявляется в программах подготовки МАИ?

— Индивидуальные образовательные траектории — это глобальный тренд.

Цифровая трансформация привела к тому, что знания обновляются очень быстро, а технологии стремительно меняются. Если раньше средний цикл обновления технологий составлял более десяти лет, то сегодня это два-три года.

В новой реальности от профессионалов требуется не просто обладание специальными навыками и компетенциями, но и способность к междисциплинарному видению, поскольку значительное количество задач решается на стыке различных областей знаний.

Важны умение ориентироваться в больших информационных потоках, способность предугадывать перспективные технологии и рыночные тренды, гибкость и мобильность.

Московский авиационный институт действительно активно развивает работу с индивидуальными образовательными траекториями студентов на всех этапах обучения. Мы даем талантливым и целеустремленным учащимся возможность получить не только основную специальность, но и освоить компетенции в других областях, смежных с выбранной ими специализацией, — исследовательской, организационно-управленческой, предпринимательской, а также пройти тренинги по развитию Soft skills.

Речь идет о наборе дополнительных дисциплин, курсов и программ, которые студент может освоить за время учебы в университете, об участии студентов в научно-исследовательских работах, о центрах компетенций и студенческих конструкторских бюро МАИ, об их привлечении к разработкам университета, которые ведутся в рамках наших контрактов с ведущими корпорациями России и мира, о программах академического обмена с ведущими российскими и зарубежными вузами. Таким образом, мы готовим кадры новой формации. Однако еще раз подчеркну: индивидуальная образовательная траектория требует от молодых людей существенно большей вовлеченности в процесс обучения и выбора своей будущей карьеры, большей мотивированности и целеустремленности.

— В МАИ создана уникальная учебно-лабораторная база с натурными образцами техники, включая самолеты, вертолеты, ракеты, авиатренажеры, системы авионики и радиолокации, аэродинамические трубы. Какие задачи подготовки специалистов она позволяет решать?

— Да, учебно-лабораторная база вуза соответствует современным требованиям. В 2009 году, когда Московский авиационный институт получил статус национального исследовательского университета, Минобрнауки направило более 1,5 млрд рублей на развитие стендовой и лабораторной базы вуза, и ныне мы располагаем современной инфраструктурой.

Весь процесс обучения в МАИ ориентирован на практику: наши студенты знакомятся с образцами техники, комплексами и системами, с которыми им в скором времени придется работать, не по плакатам и видеоматериалам, а имея дело с реальными образцами и участвуя во время учебы в реальных проектах. Лабораторная база МАИ позволяет показать будущим специалистам всю сложность современных аппаратов и систем и создает условия для проведения студенческих лабораторных и научно-исследовательских работ в самых разных направлениях.

Ну и потом, мне кажется, это дополнительный стимул для ребят. Когда будущий инженер-конструктор может не просто увидеть, но и потрогать своими руками, скажем, препарированные самолеты марок МиГ, Су, Як, у него появляется желание разобраться в том, как устроены их сложные системы. Это мотивирует на дальнейшую учебу.

В ногу со временем

— Насколько востребованы сегодня выпускники Московского авиационного института, в частности по авиационным специальностям?

— МАИ — один из самых востребованных российских вузов в сфере подготовки кадров для высокотехнологичных компаний. Это касается всех направлений подготовки, как базовых — авиастроения, двигателестроения, ракетно-космических систем, систем управления, радиоэлектроники, так и информационных технологий и экономических специальностей. Наш университет входит в топ-10 российских вузов инженерно-технической направленности и по проценту трудоустройства, и по средней заработной плате выпускников.

— С какими предприятиями аэрокосмической отрасли вы сотрудничаете в рамках программ целевого обучения?

— Основные заказчики Московского авиационного университета на целевую подготовку специалистов — предприятия госкорпорации «Ростех», в частности ПАО «ОАК», ПАО «Компания «Сухой», холдинг «Вертолеты России», АО «ОДК», предприятия госкорпорации «Роскосмос», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», предприятия, подведомственные Минпромторгу России. Вместе с ними мы работаем над совершенствованием программ целевого приема и повышения квалификации их специалистов, проводим совместные научные исследования.

— Подготовка студентов в вузе осуществляется по принципу сквозного проектирования всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Что это означает?

— От современного инженера в нынешнее время требуется умение видеть продукт не просто с точки зрения узкой инженерной задачи, но и в качестве единого, комплексного проекта.

Заказчик хочет получить не отдельный продукт и не отдельную систему сервисов к нему, а услугу, которая предполагает управление всем жизненным циклом изделия, начиная от его проектирования до эксплуатации и утилизации. Это заставляет намного глубже подходить к процессу проектирования и проектировать уже не продукт, а услугу, заранее предусматривая как требования к продукту, его производству, эксплуатации, так и идеологию сервиса. С точки зрения организации учебного процесса это означает участие студентов в решении практических задач на протяжении всего времени обучения и по всем этапам жизненного цикла высокотехнологичного продукта, а также расширение междисциплинарных программ подготовки.

Время технологий

— За последние несколько лет МАИ превратился в один из ведущих центров страны по подготовке специалистов по информационным технологиям. Где в вузе готовят айтишников и по каким направлениям?

— У МАИ традиционно сильные позиции в области программ математического моделирования, возможности применения которого в высокотехнологичных отраслях с появлением современной вычислительной техники и программных продуктов существенно расширились, как в решении сложных задач проектирования, так и в сертификации авиационных комплексов. За последние несколько лет у нас появились новые магистерские программы в сфере информационных технологий: «Технологии суперкомпьютерного моделирования и оптимизации промышленно-технологических систем», «Управление продуктовой разработкой IT-сервисов», «Прикладные задачи машинного обучения и анализа больших данных», «Кибербезопасность инфокоммуникаций», «Проектирование высоконагруженных интернет-сервисов», «Управление цифровым производством», «Виртуальная реальность и искусственный интеллект», «Интернет вещей», «Компьютерное моделирование и оптимизация информационных систем», «Математическое и программное обеспечение защиты информационных систем и технологий». Их мы реализуем вместе с лидерами российской IT-индустрии, такими как МТС, Сбербанк, Ericsson, Ростелеком, HeadHunter, ivi, Ozon, Avito.

Например, в этом году МАИ открыл магистерскую программу по подготовке специалистов в области суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем. Начиная со второго семестра ребята будут проходить практику, решать конкретные практические задачи на стыке IT и инженерных расчетов. Эта практика будет проходить либо в лаборатории Центра компетенций математического моделирования МАИ, либо у партнеров, которые занимаются близкими по теме задачами, в том числе в Институте системного программирования имени В. П. Иванникова РАН и в Институте общей физики имени А. М. Прохорова РАН.

По направлению информационных технологий в университете обучается около 20% студентов. И надо сказать, что IT-специальности пользуются наибольшим спросом у абитуриентов МАИ. Конкурс на эти направления очень высокий, и именно на них чаще всего подают документы выпускники школ с наилучшими результатами ЕГЭ.

Осознанность и творчество

— Трудно сейчас стать студентом МАИ?

— В последние годы поступить в Московский авиационный университет, с одной стороны, стало сложнее, с другой — немного проще.

Сложнее, потому что к нам приходят все более подготовленные абитуриенты, и конкурс в МАИ довольно высокий. За прошедшие четыре года средний балл ЕГЭ наших абитуриентов вырос более чем на 14 пунктов.

А проще, поскольку сегодня Московский авиационный институт активно работает с подрастающим поколением. Мы всячески способствуем тому, чтобы ребята, еще учась в школе, могли получить максимально полную информацию о вузе и его требованиях, а если они заинтересуются нашими программами, хорошо подготовиться к поступлению, используя в том числе и те площадки, что созданы при МАИ: Детский технопарк «Траектория взлета», физматшкола, Предуниверсарий, подготовительные курсы.

Сейчас мы находимся в тесной коммуникации с будущими студентами. Проводим различные олимпиады, среди которых Олимпиада МАИ «Траектория взлета», олимпиады в рамках перечня Российского совета олимпиад школьников, Олимпиада по авиации МАИ и ПАО «Сухой», многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» Союза машиностроителей России. Кроме того, мы организуем конкурсы реферативных, научно-исследовательских и проектных работ среди учащихся средних и старших классов, ведем тематические смены в «Артеке» и образовательном центре «Сириус», работаем со школами и развиваем разного рода активности, направленные на привлечение к нам школьников. То есть у ребят есть много возможностей прийти в МАИ не непосредственно перед поступлением, а намного раньше.

— Чем вызвана столь интенсивная работа с потенциальными абитуриентами?

— Мы заинтересованы в том, чтобы абитуриенты, которые приходят учиться в Московский авиационный институт, делали свой выбор осознанно. К сожалению, сегодня не все старшеклассники представляют себе, чем они хотят заниматься в будущем. Для многих школьников выбор вуза — спонтанный процесс, на который влияют случайные обстоятельства. Это ошибочная, на мой взгляд, стратегия. Я убежден, что осознанное отношение к выбору профессии, которое мы закладываем, — это залог не просто успешной учебы в университете, но и один из определяющих факторов дальнейшего карьерного развития. Если человек увлечен делом, которым он занимается, он достигнет успеха с намного большей вероятностью.

И не стоит забывать о вызовах, которые несет цифровизация экономики профессиональному рынку, о чем мы с вами уже говорили. Стремительная смена технологических укладов неизменно приведет к тому, что значительная часть профессий в ближайшем будущем претерпит радикальные изменения. Важно, чтобы школьники, выбирая вуз, думали не только о том образовании, которое они получат, но и о работе, которая их ждет после окончания вуза.

Образование в высокотехнологичных сферах, инженерные специальности — безусловно, один из самых востребованных трендов. И мы считаем, что уже сейчас нужно дать ребятам, которые придут поступать в МАИ через несколько лет, возможность начать погружение в будущую профессию. У нас есть отдельная программа развития творческих инженерных компетенций у школьников. Мы проводим огромное количество самых разнообразных мероприятий, которые способствуют профессиональному самоопределению. В МАИ создан Детский технопарк «Траектория взлета», где дети могут «потрогать» перспективные технологии в области искусственного интеллекта и робототехники, создания беспилотных авиационных систем, аддитивные и композитные технологии, 3D-моделирование и многое другое.

— Также в структуре МАИ работают две школы с сильной подготовкой по ряду технических дисциплин.

— Да, более 50 лет в структуре Московского авиационного института действует физико-математическая школа. Она готовит к поступлению в вуз на инженерные специальности учеников 10-х и 11-х классов. За свою полувековую историю физматшколой МАИ подготовлено более семи тысяч выпускников. Среди них — высококвалифицированные специалисты оборонной промышленности, доктора и кандидаты наук, руководители крупных предприятий, преподаватели вузов и элитных школ.

В прошлом году мы также открыли Предуниверсарий МАИ. Это школа, в которой учатся дети начиная с 8-го класса. Упор делается на прикладные проектные задачи и углубленное изучение технических дисциплин: информатики, математики, физики. Занятия идут шесть дней в неделю, из них один день ребята проводят на площадке МАИ. Там они получают возможность приобретать профессиональные навыки и компетенции с использованием высокотехнологичного оборудования университета.

— В работе со школьниками активное участие принимают не только сотрудники университета, но и студенты вуза.

— Конечно, и это в традициях МАИ. Наш университет всегда отличался особой творческой атмосферой, а непосредственно учебный процесс сопровождается различного рода активностями студентов. Теперь наши студенты могут развить компетенции в области педагогической практики и проектной деятельности. Они, в частности, становятся наставниками в научно-технологических, инженерных и исследовательских проектах, которые организуются в рамках программ развития творческих инженерных компетенций у школьников.

Добавлю, что МАИ — это особая структура, позволяющая своим студентам развиваться не только в учебе и не только с точки зрения получения практических навыков и компетенций, которые понадобятся им в дальнейшей работе, но и по многим другим направлениям. Это, к примеру, спорт и творческая деятельность. В Спортивном клубе МАИ работает свыше 50 секций по различным видам спорта. Все знают о Дворце культуры и техники МАИ. На протяжении четырех десятилетий это культовое место как для наших студентов и выпускников университета, так и для многих москвичей. Это центр притяжения творческой молодежи.

Как видите, МАИ — это не просто вуз, который готовит специалистов будущего, но и уникальная среда, способствующая всестороннему развитию студентов.

Наука и техника

— В последние годы объем научных исследований Московского авиационного института существенно вырос. Чем это вызвано?

— Это следствие нашей работы по усилению кооперации вуза с индустрией. В партнерстве с высокотехнологичными предприятиями мы формируем приоритетные направления, которые будут определять развитие аэрокосмической отрасли в ближайшем будущем, и создаем предпосылки для устойчивого развития российской промышленности.

— И о студенческой научной работе. В свое время маёвские студенческие конструкторские бюро были флагманами студенческих НИОКР в масштабах всей страны. А как сейчас?

— И сегодня студенческие конструкторские бюро Московского авиационного института работают очень активно. В СКБ МАИ реализуются как небольшие студенческие проекты, так и крупные отраслевые, которые ведутся университетом по контрактам с предприятиями отрасли. Сфера разработок достаточно широкая: создание летательных аппаратов, современных авиационных двигателей, малых космических аппаратов, робототехника и многое другое.

Московский авиационный институт — это единственный вуз в стране, имеющий лицензию на разработку и производство авиационной техники. Этот факт свидетельствует о высоком авторитете конструкторской школы МАИ, которая признается и сертификационными властями.

В рамках своей научно-исследовательской работы студенты МАИ вовлечены в крупные отраслевые инициативы и международные проекты. Среди них — российско-китайский проект по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Новый самолет разрабатывается Объединенной авиастроительной корпорацией и Китайской корпорацией гражданского авиастроения (COMAC), а МАИ в качестве партнера ПАО «ОАК» участвует в нем по отдельным направлениям, в том числе исследовательским.

Экспорт образования

— Московский авиационный институт также отвечает за подготовку специалистов для работы над проектом CR929. В 2017 году МАИ и Шанхайский университет Цзяо Тун запустили целевые программы совместной магистратуры по формированию кадрового резерва для этого российско-китайского проекта. Уже есть первые результаты?

— Есть. Первый выпуск инженеров, которые примут участие в создании перспективного российско-китайского самолета CR929, состоялся в начале этого года. В настоящее время по программе целевой подготовки кадров для проекта CR929 в МАИ учится более 200 человек.

— Весьма заметна активность МАИ в области экспорта образовательных услуг. Расскажите, пожалуйста, о международной деятельности университета: сколько иностранных студентов и из каких стран сейчас обучается в МАИ, с какими зарубежными вузами вы сотрудничаете?

— Престиж МАИ растет не только в России, но и в мире. Мы значительно продвинулись в области расширения наших международных связей и существенно увеличили число студентов из-за рубежа. Сегодня в МАИ проходит обучение более 1,5 тыс. иностранных студентов из 61 страны мира. Их география — это Европа, Юго-Восточная и Восточная Азия, Африка, Америка, в том числе и Северная, в МАИ учатся студенты из Мексики.

Мы развиваем англоязычные программы обучения. В этом году открыли их по всем нашим базовым направлениям: авиастроению, двигателестроению, ракетно-космическим системам, системам управления, радиоэлектронике. Есть в МАИ и курсы повышения квалификации для наших иностранных партнеров.

Что же касается взаимодействия с иностранными университетами, то у нас сложились тесные контакты с европейскими вузами: французскими, немецкими, австрийскими, итальянскими. В частности, с Техническим университетом Мюнхена, французской Высшей национальной школой авиации и космоса, Туринским политехническим университетом.

Мы плотно сотрудничаем с вузами Юго-Восточной Азии: Вьетнама, Малайзии. Среди наших партнеров немало технических университетов Китая. Здесь помимо уже упоминавшегося Шанхайского университета Цзяо Тун стоит назвать Пекинский университет авиации и космонавтики, Чжэцзянский университет, Южно-Центральный университет, Нанкинский университет аэронавтики и астронавтики и Харбинский политехнический университет.

Планы на будущее

— Ваше видение будущего МАИ? Каким, как вы думаете, университет встретит свое столетие?

— Динамично развивающимся и одним из ведущих высокотехнологичных университетов мира. Вузом, который готовит лидеров изменений, специалистов мирового уровня, формирующих будущее цифровой экономики в широчайшем спектре высокотехнологичных индустрий.

Для достижения этой цели ближайшие десять лет Московский авиационный институт будет реализовывать комплексную стратегию развития, направленную на более тесную интеграцию с индустрией, на повышение качества образовательных программ и увеличение доли научных исследований и перспективных разработок, усиление международного сотрудничества.Б


ПОГОСЯН Михаил Асланович, ректор Московского авиационного института (национального исследовательского университета), доктор технических наук, академик РАН.

Родился 18 апреля 1956 года в Москве. В 1979 году окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе. После окончания МАИ был направлен для работы на Московский машиностроительный завод имени П. О. Сухого, где прошел трудовой путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора, председателя совета директоров ОКБ и генерального директора ОАО «ОКБ Сухого».

С 1998 по 2011 годы — генеральный директор ОАО «Компания «Сухой».

С 2008 по 2011 годы — генеральный директор ОАО «РСК «МиГ». Под руководством М. А. Погосяна создано семейство самолетов фронтовой авиации марок Су и МиГ, обеспечивающее обороноспособность страны и устойчивые позиции России на мировом рынке.

С 2007 по 2011 годы занимал должность первого вице-президента, а с 2011 по 2015 годы — президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». За это время было существенно увеличено производство гражданских самолетов, запущен в серию и сертифицирован по международным стандартам пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet 100, а также увеличены объемы производства боевых самолетов для Минобороны России и на экспорт.

В июне 2016 года избран ректором Московского авиационного института (национального исследовательского университета), председатель Ученого совета МАИ.

Имеет более 80 публикаций.

Под руководством М. А. Погосяна осенью 2018 года МАИ впервые вошел в рейтинг лучших университетов мира THE World University Ranking.

М. А. Погосян — руководитель Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ, возглавляет Совет по приоритетному направлению научно-технологического развития РФ «Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики». Член Правительственной комиссии по транспорту. Член Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации «СоюзМаш России».