В Манеже прошёл 3-й Московский финансовый форум


6-7 сентября 2018 года в ЦВЗ «Манеж» состоялся третий Московский финансовый форум (МФФ-2018).
В рамках деловой программы первого дня Московского финансового форума-2018 прошло 13 мероприятий с участием представителей федеральной и региональной властей, бизнеса, международных экспертов в сфере экономики и финансов.
 
В первый день Форума состоялась сессия «Налоговая реформа: завершить или остановить? Итоги настройки налоговой системы». Участники провели голосование, стоит ли продолжать настройку налоговой системы. Заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин отметил, что задача Минфина состоит в том, чтобы изменения в налоговом законодательстве не оказали негативного влияния на инвестиционные проекты. Важно отметить, что большинство участников сессии видят необходимость новой редакции Налогового кодекса.
 
Участники сессии «Перспективы российской экономики и финансовых рынков» затронули блок вопросов, связанных с инвестициями. Отвечая на предложение снизить дивиденды госкомпаний и направить высвобожденные средства на инвестиционные программы, заместитель Министра финансов РФ Владимир Колычев подчеркнул: «Главной задачей является усиление роли государства как акционера в принятии решений по дивидендной политике».
 
В ходе сессии, посвященной нововведениям в социальной сфере, которые обеспечат достижение национальных целей развития РФ до 2024 года в культуре и образовании, заместитель Министра финансов Российской Федерации Антон Котяков рассказал, какая в России проводится работа по развитию человеческого капитала:
 
«[Майский] Указ Президента до 2024 года предопределил основные направления: 5 из 12 национальных проектов из Указа напрямую нацелены на развитие человеческого капитала», – уточнил он.
 
Создать кодекс госзакупок, оптимизировать количество подзаконных актов, обеспечить прозрачность процедур государственных закупок – такую программу действий сформулировали участники Московского финансового форума на сессии «Цифровые государственные закупки». В работе сессии принял участие заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров, который рассказал, что специалисты и эксперты Минфина последний год работали над созданием электронного каталога товаров и услуг. На сегодняшний день в каталог уже включены 36 тысяч позиций, 6 тысяч из которых – по лекарственным средствам.
 
Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Леонид Горнин во время сессии «Межбюджетные отношения: выбор приоритетов» заявил, что федеральные власти помогут регионам реализовать нацпроекты из майских Указов Президента до 2024 года. Для этого на федеральном уровне сформированы 8 трлн рублей.
 
На сессии «Регулирование цифровых финансовых активов: проблематика и решения» участники обсудили, какие аспекты цифровой экономики должно регулировать государство. Главное решение, к которому Минфин пришел совместно с Центробанком, состоит в том, что цифровую экономику нельзя оставлять без государственного регулирования.
 
«Есть два направления, в которых мы работаем: недопущение отмывания денег через криптовалюты и защита клиентов от покупки финансовых активов, которые они не понимают», — отметил Алексей Моисеев, заместитель Министра финансов РФ.
 
Первый рабочий день Форума завершила пленарная сессия «От макроэкономической стабилизации к национальным проектам. Какая финансово-экономическая политика обеспечит прорыв?» с участием Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и Первого заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов Антона Силуанова.
 
«Форум финансовый, но повестка гораздо шире. И это оправдано, ведь современные вызовы связаны не только с проблемами движения денег, но и с экономикой в целом, на которую влияют перемены в глобальной политике, торговле, состоянии рынков и международной конкуренции», – сказал в своей приветственной речи на третьем Московском финансовом форуме Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.
 
В рамках Московского финансового форума также состоялась пресс-конференция Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов Антона Силуанова. Он ответил на вопросы журналистов по широкому кругу вопросов, в том числе о годовом бюджете, курсе рубля, выходе на внешние рынки и антироссийских санкциях.
 
«Большую часть [бюджета] мы направили на развитие, инфраструктуру. Бюджетная политика, которая обеспечивает экономическую устойчивость, сохранится в ближайшие годы», — подчеркнул Министр.

Также в работе Московского финансового форума–2018 принял участие руководитель ФНС России Михаил Мишустин, где выступил модератором панельной дискуссии «Трансформация налогового и таможенного администрирования в цифровой экономике: новые возможности и вызовы». Он обратил внимание на то, что доходообразующие ведомства сегодня работают в среде, где инновационные технологии разрушают привычные способы взаимодействия между человеком, бизнесом и государством, создавая новые бизнес-модели.

Михаил Мишустин сообщил, что с точки зрения цифровой экономики и работы с данными, между подходами доходообразующих органов государственной власти и бизнеса нет большой разницы. Он также подчеркнул, что в условиях цифровой трансформации задача этих ведомств состоит в том, чтобы использовать существующие информационные потоки. Если налоговые и таможенные органы хотят не отстать от перемен, у них нет иного выбора, кроме как создавать собственную цифровую платформу, вокруг которой будет формироваться экосистема для налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности. В этой связи их основная цель – встроиться в естественную среду налогоплательщиков и стать максимально незаметными, используя цифровизацию как инструмент для решения задач.

Михаил Мишустин также положительно отметил информационное объединение налоговых и таможенных органов, благодаря которому между ведомствами происходит обмен сведениями о таможенной стоимости товаров и подконтрольных лицах, а также используется единая система управления рисками.

Открыл панельную дискуссию доклад партнера компании Accenture Дэвида Ригана о том, как цифровые технологии оказывают трансформирующее воздействие на доходообразующие органы власти, меняя их подход к взаимодействию с плательщиками от функционального к персонализированному проактивному. Cтарший директор по технологиям и инновациям «Терадата» Том Фастнер разъяснил принципы работы системы «Разумное правительство». Это гибкая платформа данных, которая реализует принцип коллаборации и сотворчества с пользователем, а также направлена на анализ сведений и демократизацию их использования.

Руководитель ФТС России Владимир Булавин рассказал о достижениях службы, разработке новой таможенной стратегии и плотном информационном взаимодействии с ФНС России. О наработках Налоговой администрации Австралии в области упрощения взаимодействия с пользователем сообщил Джон Дардо.

Елена Бунина, генеральный директор ООО «Яндекс», обратила внимание на то, что государственные органы, следуя трендам цифровизации, все больше становятся похожи на IT-компании. Она подчеркнула, что в дальнейшем развитие бизнеса будет происходить в тесном взаимодействии с госсектором, что позволит достичь не только прозрачности, но и изобрести технологии, которые облегчат жизнь обычным гражданам. Продолжая ее мысль, партнер компании Mackinsey Дэниэл Корн отметил, что адаптация налоговых администраций к трендам цифровой экономики позволит им улучшить собираемость налогов: чем проще организовано взаимодействие налогоплательщика с доходообразующими органами, тем охотнее он платит налоги. Последним выступил глава Секретариата Форума по налоговому администрированию ОЭСР Питер Грин, рассказавший об основных принципах, которые используются при анализе деятельности налоговых органов мира.

Также на площадке Московского финансового форума-2018 обсуждали, что нужно для экономического рывка в сложных условиях санкций и внешнеполитической конфронтации.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин уверен, что ключевым условием для качественного развития экономики остается смена парадигмы — переход от государственного капитализма к экономической модели с опорой на частный бизнес и институты.

«Мы, как мне кажется, недостаточно разворачиваемся в этом направлении. У нас пока низкое доверие к инвестициям. У нас около 6% населения имеют свой бизнес, но только 2% желает создать новый бизнес. В странах восточной Европы — около 8%, в развивающихся странах — 30% и больше. 2% готовых идти на риск, создавать новое дело, создавать инновационный продукт, не бояться ошибиться, – это действительно недостаточно», — заявил он на пленарном заседании.

Чтобы люди задумались о создании своего дела, стране нужно создать стабильную, предсказуемую и прозрачную систему государственного управления, провести реформу контрольно-надзорной деятельности.

По мнению Алексея Кудрина, начинать нужно с реформы государственного управления, так как качество регуляторной среды и методов не отвечает современным вызовам ни по скорости, ни по точности принятия решений, а контрольно-надзорная деятельность существенно перегружает и бизнес, и бюджетные учреждения. По его словам, для того, «чтобы выйти на европейский уровень, надо сократить контрольно-надзорную нагрузку вдвое!»

Скорость процессов государственного управления можно увеличить за счет цифровизации, а также оптимизации работы министерств. «Скорость госуправления может увеличиваться и через цифровизацию. Пересобираться должны некоторые функции государства, их должно быть просто меньше. Можно убирать дублирующие функции многих министерств, особенно в работе с информацией», — заявил Алексей Кудрин.

Говоря о работе Счетной палаты, он пообещал, что она будет меняться, будет уделять больше внимания стратегическому аудиту и объективно и беспристрастно оценивать выполнение национальных целей и задач.

«Мы в своей Стратегии Счетной палаты сказали, что будем скорее консультантами и хотим стать партнерами Правительства. Говоря о недостатках, оценивая, тем не менее, делать предложения, как лучше сделать», — заключил Алексей Кудрин.

В интервью телеканалу Россия 24 Алексей Кудрин рассказал, что в Центре стратегических разработок проводили моделирование и просчитали, что за президентский цикл — за 6 лет — действительно можно вдвое снизить административную нагрузку на бизнес, если вести контрольно-надзорную работу без постоянного «дергания бизнеса» и больше применять цифровые инструменты.

Такое сокращение, по его словам, потребует тяжелой каждодневной работы, но помогло бы России стать привлекательной для инвесторов юрисдикцией.

В интервью для Business FM обсуждали как могло бы правительство ответить на новые виток антироссийских санкций, которых, как представляется участникам форума, не избежать.

По мнению Алексея Кудрина, главный ответ должен быть, прежде всего, в развитии своей экономики и конкуренции и поддержке предпринимателя.

«У нас экономический рост все равно на 80% обеспечивается частными инвестициями, включая «Роснефть» и «Газпром», хотя они не очень частные, но около 50% все равно это частные инвестиции, в том числе иностранные. И поэтому мы должны понимать, что требуются какие-то дополнительные условия для того, чтобы бороться с этими неопределенностями и рисками. Я считаю, у государства есть резервы и возможности сократить административную нагрузку, увеличить прозрачность в своих решениях. Это бы поддержало бизнес», — сказал он. — «Какие-то ответные меры должны быть очень ограниченные, потому что все они, к сожалению, всегда чувствительны и для нас. И западные инвесторы, и отчасти российские смиряются с тем, что, скорее, эта неопределенность, эти санкции сохраняются надолго, а уже нам приходится с этим свыкнуться и создавать свои программы развития, инвестиций с учетом этих ограничений».

Что касается отказа от доллара в международных расчетах, председатель Счетной палаты заявил, что «расчеты в национальных валютах можно расширить, и их долю надо увеличивать. В сложившихся условиях — санкций, международной напряженности — нам полезно увеличить долю расчетов в национальных валютах. Я до последнего времени считал, что это должно происходить эволюционным путем, поскольку все равно расчеты в долларах и евро дешевле всем участникам расчетов, но сегодня это, с другой стороны, повышает безопасность наших расчетов, их меньшую зависимость от санкций, и поэтому нам придется эту цену платить — дополнительные издержки в обмен на защищенность и более стабильные расчеты с нашими партнерами».