Менее 1% субъектов МСП получили поддержку в рамках Национальной гарантийной системы
Счетная палата провела масштабную проверку деятельности АО «Корпорация МСП» как института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Проверка включала два этапа: на первом Счетная палата проанализировала нормативно-правовую базу и выполнение среднесрочной программы деятельности Корпорации на 2016–2018 годы, на втором – оценила эффективность Корпорации в целом.
Полученные результаты позволили Счетной палате сделать вывод о незначительном влиянии Корпорации на развитие малого и среднего бизнеса в России.
Всего за период с 2015 по 2020 год (по состоянию на 1 июля 2020 г.)* координируемые Корпорацией участники Национальной гарантийной системы (НГС) предоставили поддержку более 34 тыс. субъектов МСП и организаций инфраструктуры на сумму 658,4 млрд рублей. Это обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в размере 1,4 трлн рублей. При этом число субъектов МСП, получивших поддержку в рамках НГС, составило менее 1% от их среднегодового количества за указанный период, что свидетельствует о локальности этих мер.
Не удалось Корпорации существенно повлиять и на выполнение одного из основных показателей Стратегии развития МСП до 2030 года – «доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Как показал проведенный анализ, его фактическое исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год. Сложившийся тренд формирует риски, что показатели будущих периодов также не будут достигнуты.
По мнению Счетной палаты, недостаточная заинтересованность Корпорации в достижении стратегических целей и задач государства в сфере МСП связана с отсутствием утвержденных внутренних документов долгосрочного планирования, включая стратегию развития Корпорации. Кроме того, в краткосрочных и среднесрочных программах деятельности Корпорации установлены легкодостижимые показатели. Так, практически по всем индикаторам ежегодных и трехлетних программ наблюдается перевыполнение плановых значений, во многих случаях значительное – от 500 до 9 000 %. Такие высокие показатели создают риски некорректной оценки эффективности Корпорации.
Вызывает вопросы зарплатная политика в Корпорации. Так, средняя месячная заработная плата работников (без учета членов Правления) составила около 380 тыс. рублей. Это в два раза выше средней зарплаты в сфере финансовой и страховой деятельности по Москве. При этом среднемесячная зарплата членов Правления Корпорации составила в проверяемом периоде около 3,3 млн рублей.
Из позитивных изменений в деятельности Корпорации Счетная палата отметила рост отношения портфеля гарантий и поручительств к гарантийному капиталу Корпорации (с 2016 года более чем в полтора раза) и увеличение доли гарантий в структуре ее портфеля (с 27 % в 2018 году до 61 % по итогам трех кварталов 2020 года).
С учетом установленных законодательством нормативов Корпорация имеет возможность дальнейшего наращивания обязательств. Однако, несмотря на имеющийся запас финансовой устойчивости, Корпорация снижает свои риски за счет государственного финансирования.
*Отчет о результатах II этапа контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в качестве института развития малого и среднего предпринимательства, в том числе по реализации задач и достижению результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»