Навыки будущего и новая профессия как способ справиться с вызовами глобализации и технологической революции


65% трудоспособного населения мира активно занимается повышением собственной квалификации, а в России этот показатель еще выше – 68%.

67% работников в мире готово осваивать новые профессии в контексте глобальных изменений, происходящих на мировом рынке труда. Однако россияне здесь чуть менее активны – только 56% выразили готовность переобучаться, чтобы освоить новую специальность.

BCG и The Network (в России представлен компанией HeadHunter) публикуют данные опроса 366 тыс. респондентов из 197 стран, включая Россию (24 тыс.)

Россияне ставят на первое место по значимости аналитические навыки, на второе – решение сложных задач и на третье – лидерские качества. Коммуникативные навыки – на четвертом месте, тогда как в странах с наиболее развитой экономикой — Канаде, США, Германии, Великобритании — это первый приоритет.

Большая часть населения планеты уверена в том, что современные мегатренды кардинальным образом изменят структуру рынка труда. Именно поэтому, утверждается в последнем исследовании BCG и The Network, 65% людей ежегодно выделяют значительное время и ресурсы на повышение своей квалификации, а 67% говорят, что в принципе готовы обучиться новой профессии.

Отчет по результатам исследования, под названием «Глобальный тренд на повышение квалификации и переобучение» (Decoding Global Trends in Upskilling and Reskilling), продолжает цикл «Анализ глобального рынка талантов» (Decoding Global Talent) консалтинговой компании BCG и The Network — международного альянса 50+ ведущих онлайн-платформ по поиску работы, в том числе hh.ru.

Авторы исследования провели опрос 366 тыс. респондентов из 197 стран мира (в том числе 24 тыс. из России), чтобы оценить, насколько они осознают те изменения, которые происходят на современном рынке труда, и насколько они сами готовы следовать этим новым трендам, осваивая новые навыки или даже абсолютно новые профессии.  Кроме того, респонденты рассказали о том, какие форматы обучения они предпочитают и какие навыки, по их мнению, будут играть наиболее важную роль в будущем. 

Согласно данным отчета, люди предпочитают осваивать новые навыки на работе, самостоятельно или при помощи онлайн-курсов и мобильных приложений, предпочитая их более традиционным методам обучения, например, государственным программам или обучающим конференциям.

Наиболее важными для успеха в будущем, по мнению большинства респондентов, в том числе из Германии, Канады, США, Великобритании, являются коммуникативные и аналитические навыки, за которыми следуют лидерские качества и умение решать сложные задачи. Франция, отдавая первенство такому навыку как адаптивность, располагает на втором и третьем месте все те же коммуникативные и лидерские навыки.

Владислав Бутенко, Управляющий директор и Старший партнер, председатель BCG Россия, отметил, что в России мягкие навыки остаются по-прежнему на втором плане: «Участники опроса из России в первую очередь ценят умение анализировать данные и решать сложные задачи. Умение вести за собой, быть лидером — на третьем месте, а умение выстраивать коммуникацию – на четвертом. Однако в экономике будущего без хорошо развитых «мягких» навыков даже самым технически подкованным кандидатам будет сложно конкурировать с другими профессионалами, а, в конечном итоге, и российским компаниям и их лидерам – с международными контрагентами на мировом рынке».

В совместном докладе BCG и Worldskills (при поддержке госкорпорации «Росатом»)  «Массовая уникальность – глобальный вызов в борьбе за таланты», опубликованном в августе 2019 г., уже был сделан вывод о том, что изменение отношения к обучению и переобучению, формирование культуры постоянного развития, осознанное понимание, что продолжать учиться всю жизнь – это необходимость уже дня сегодняшнего, а не абстрактного будущего. Несоответствие навыков и запроса экономики огромно. Так, в текущий период 45% работодателей испытывают сложности с поиском сотрудников требуемой квалификации, а всего через пару лет, к 2022 году, доля новых видов деятельности составит 27%.

Решение проблемы авторы доклада «Массовая уникальность» видят в применении человекоцентричного подхода к системе формирования и управления человеческим капиталом, что включает приобретение навыков будущего, культуру постоянного развития, осознанную самостоятельность в выборе профессионального пути, прозрачность и инклюзивность рынка труда, мобильность компетенций и уважение ценностей сотрудников.

«Разработка и внедрение практик человекоцентричности предполагает бОльшую кооперацию работодателя, системы образования, государства и работника, чем подразумевает статус-кво. Чтобы помочь людям подготовиться к изменениям, крупные корпорации и государственные организации должны активнее продвигать возможности для обучения и повышения квалификации, направив все усилия на то, чтобы избежать ситуации, в которой меняться будет готова лишь часть трудящихся.  С другой стороны, люди должны быть готовы сами брать на себя ответственность за собственное обучение и развитие, чтобы оставаться востребованными на меняющемся рынке труда», — заключает Бутенко.

Рынок труда будет меняться, и люди готовы меняться вместе с ним

Мир меняется, и эти изменения очевидны большинству трудоспособного населения: в среднем 61% всех опрошенных BCG и The Network респондентов полагают, что их текущая работа изменится под влиянием таких мегатрендов, как автоматизация, роботизация, распространение технологий искусственного интеллекта, а также дальнейшее развитие глобальной торговли и аутсорсинга.  Сильнее других влияние этих мегатрендов испытывают на себе респонденты из Японии и некоторых стран Африки и Средиземноморья, тогда как жители Великобритании, КНР, России и отдельных стран Центральной Америки ощущают их в значительно меньшей степени. 38% россиян считают, что влияние глобализации будет сильным или очень сильным, и 47% — что технологии сильно повлияют на их текущую работу. В среднем по миру эти цифры составляют 45 и 49% соответственно.

Озабоченность происходящими изменениями проявляется в росте профессионального обучения и повышения квалификации. 65% опрошенных говорят, что они ежегодно целенаправленно занимаются собственным профессиональным развитием и осваивают новые навыки, необходимые для поддержания должного уровня квалификации.  При этом количество времени, выделяемого на обучение, существенно различается в зависимости от региона проживания респондента. Так, в России этот показатель еще выше – 68% в среднем, в том числе максимальные значения у НИОКР (80%), ИТ (80%) и специалистов в области цифровизации, аналитики и автоматизации (77%).

 «Разница в том, насколько сильно люди готовы вкладываться в собственное развитие в зависимости от региона проживания, поразительна, — отмечает один из авторов отчета, старший партнер BCG Райнер Штрак. — Потратить на учебу две или больше недель в год в Германии готово лишь 38% респондентов, а в Китае — 80%. Это тревожный сигнал.  Правительствам и компаниям необходимо предпринимать более активные меры по продвижению программ непрерывного обучения и повышения квалификации трудоспособного населения». Больше всех времени на учебу тратят жители Китая, Нигерии, Египта и Кении, тогда как немцы, французы, британцы, канадцы и американцы проявляют гораздо меньше заинтересованности в том, чтобы осваивать новые навыки.

Помимо развития навыков и компетенций в рамках текущей профессии, многие респонденты заявили, что готовы также рассмотреть возможность полностью сменить род своей деятельности. По результатам опроса, 67% готовы осваивать новые профессии вне зависимости от внешних факторов, и 29% — если столкнутся с серьезными трудностями при поиске новой работы.  В принципе отказались рассмотреть возможность переобучения для повышения шансов на трудоустройство лишь 3% опрошенных. Так же, как и в случае с повышением квалификации, готовность осваивать новые профессии различается между регионами.  Наиболее открытыми этой идее оказались респонденты из стран Латинской Америки, таких как Колумбия и Мексика, тогда как жители Центральной и Восточной Европы (включая Польшу, Германию и Россию) оказались среди тех, кто скорее не готов полностью менять род своей деятельности.

Только 56% (в среднем) опрошенных россиян выразили готовность переобучаться, активнее всех – представители профессий в области продаж (65%), административных (65%) и на производстве (63%); наименее заинтересованы в переобучении юристы (46%), ИТ (45%), медиа и СМИ (44%).

При этом россиян отличает большая самостоятельность: они чаще всего выбирают самообучение (76% против 63% в мире), обучение на работе (65% против 61%) и онлайн-курсы (44% против 30%). Наименее популярны у них традиционные образовательные учреждения (27% против 34%), мобильные приложения (19% против 24%) и правительственные программы (4% против 7% в мире).

«Основной причиной того, что российские работники не прибегают к повышению квалификации, является нехватка денег и нехватка времени. На российском рынке труда все еще широко распространено мнение, что именно работодатель должен полностью или частично оплачивать профессиональное обучение. Внушает оптимизм тот факт, что согласно нашему опросу, из тех, кто ни разу не прибегал к повышению квалификации, абсолютное большинство хотели бы в будущем «прокачать» свои навыки или получить новые. Умение быстро находить и усваивать новую ин­формацию само превращается в ценный навык. Отказывающийся от образова­ния специалист достаточно быстро стал­кивается со снижением своей конкурен­тоспособности на рынке труда, — отметила Мария Игнатова, руководитель Службы исследований компании HeadHunter. – Проблема недостатка кандидатов с определенными навыками может решаться построением системы обучения в целях формирования необходимых навыков как у текущих сотрудников, так и у кадрового резерва. Именно поэтому все большее число компаний в России начинает воспринимать обучение как часть рабочего процесса».

«Развитие корпоративных университетов, курсов и других форматов обучения на месте работы – это один из самых эффективных инструментов для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров не только в России, но и в мире, — отметила Екатерина Тимофеева, управляющий директор и партнер BCG, глава экспертной практики по развитию персонала и кадровому управлению  в России и СНГ. — Компаниям следует изучить свои потребности в компетенциях и кадрах на средне- и долгосрочную перспективу, провести тщательную оценку имеющихся ресурсов и компетенций и создать базу данных. Это даст возможность сделать качественное планирование необходимых мероприятий по обучению, переобучению и повышению квалификации сотрудников, запустить целевые образовательные программы с использованием современных цифровых инструментов. Также очень важно, чтобы обучение на работе стало частью корпоративной культуры компании, и здесь понадобится активная роль руководства.

Задумываясь о подготовке будущих кадров, многие компании идут еще дальше, налаживая сотрудничество с вузами и средними учебными учреждениями и предлагая специальные программы».

«И повышение квалификации, и изучение новых специальностей одинаково хорошо позволяют подготовиться к изменениям на рынке труда, однако в ходе своего исследования мы заметили явную корреляцию между тем, кем человек работает сейчас, и какой именно путь — дообучения или переобучения — он для себя выбирает, — говорит управляющий директор The Network Пьер Антеби. — Так, люди, занятые в сфере услуг, на административных должностях или в производстве, готовы обучаться навыкам, которые в итоге позволят им сменить работу.  С другой стороны, высококвалифицированные работники — аналитики, ИТ-специалисты, научные сотрудники — не готовы к столь радикальным переменам и гораздо охотнее тратят время на то, чтобы развиваться в рамках уже имеющейся специальности». 

Полный текст отчета можно скачать по ссылке.


HeadHunter (hh.ru) (NASDAQ: HHR) – крупнейшая онлайн-рекрутинг платформа в России, клиентами которой являются порядка 250 тыс. компаний. Обширная база кандидатов HeadHunter содержит более 40 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий превышает 600 тыс.


О компании BCG: BCG — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Созданная в 1963 году, сегодня компания BCG имеет глобальную сеть из более 90 офисов в 50 странах. Все партнеры BCG имеют равные права и полномочия, а при принятии решений каждый голос учитывается одинаково. В любом из регионов присутствия BCG базируется не более одной трети всех партнеров, а в состав нашего исполнительного комитета входят партнеры из 10 разных стран.