Предновогодняя встреча президента и СМИ: пропавший газ, женитьба и кгб
20 декабря 2018 года уже в 14-й раз прошла традиционная пресс-конференция президента Российской Федерации в Центре Международной торговли. На самой ожидаемой пресс-встрече года побывал и представитель нашего журнала. К сожалению, задать волнующие нас вопросы не удалось, однако хотелось бы поделиться своими впечатлениями и обратить внимание на самые важные, на наш взгляд, из поднятых тем.
Организация мероприятия была почти идеальной, а само пресс-событие, которое длилось около четырех часов, как всегда, отличалось интересными ответами главы государства и еще большим количеством неординарных вопросов и креативных плакатов и лозунгов. Президент, как обычно, с легкостью отвечал на любые, даже самые неприятные вопросы, а журналисты проявляли смелость и изобретательность.
Уже подсчитано, что президент ответил на 66 вопросов от 41 журналиста.
Конечно, было много вопросов, связанных с глобальной политикой и мировой обстановкой. Но все же, самые острые и интересующие россиян вопросы относились к внутренним делам страны.
Наиболее животрепещущей оказалась тема пенсионной реформы, и реакция В.В. Путина на вопрос по этой теме была довольно эмоциональной и явно волнующей его лично.
«Вы понимаете, я же прекрасно отдавал себе отчет в том, как люди будут реагировать. Здесь ведь чего ни объясняй, все равно, когда конкретного человека это касается, это не вызывает восторга.
Такие вещи неприятны, и ясно, что никакого восторга они не вызовут, но они неизбежны. Повторяю еще раз: если бы я не был убежден в том, что это неизбежно, никогда бы этого сделать не позволил».
Вопрос о «пропавшем газе» в Приозёрском районе Ленобласти, по которой проходит «Северный поток‑1» и строится «Северный поток‑2», заданный одним из журналистов. Суть вопроса: «очень многие жители Ленинградской области, которые видят, как мимо них проходят эти «потоки», в течение многих лет не получают газ. А недавно, 7 декабря, «Газпром» и вовсе заявил, что не может отпустить газ новым потребителям на целом Карельском перешейке, то есть двум районам Ленобласти и части Петербурга. Получается, что они считают нецелесообразным реконструировать некую компрессорную станцию – то ли денег нет, то ли куда‑то они в другое место ушли, чтобы можно было отпускать газ. А пару лет назад там была украдена труба стоимостью 1,8 миллиарда рублей. Уголовного дела до сих пор нет. То есть труба как бы есть, но ее как бы нет. И к этому еще сроки газификации в Ленобласти постоянно срываются, но в газовой монополии это называют красивым словом «перенос и синхронизация» ежегодная.
На этот вопрос Путин ответил:
«Что касается газоснабжения внутри страны, оно растет. У нас растут, правда, и объемы продаж на внешний рынок. В этом году будет за 200 миллиардов кубических метров – это очень хороший результат, исторический максимум. И он нужен стране, он нужен не «Газпрому», он нужен нашей экономике и бюджету, потому что основные доходы «Газпрома», которые потом перетекают в бюджет, от экспорта, и это правильно.
Что касается внутренних вопросов, вопрос ведь не в «Газпроме» только, «Газпром» доводит трубу до населенных пунктов, а потом дальше происходит распределение, и есть «последняя миля» так называемая,
эта проблема должна решаться с помощью региона.
Но, я проверю. Я этого не знаю, я обязательно это проверю и посмотрю.
Конечно, «Газпром» исходит из экономической целесообразности, но кроме экономической целесообразности есть, конечно, и вопросы, связанные с социальными проблемами, в том числе с обеспечением газом населения той или другой территории.
Я посмотрю, насколько она [труба] построена. Знаете, между заявлениями местных властей и реалиями часто, очень часто, дистанция достаточно большого размера. Я обязательно обращу на это внимание.»
Был также затронут важный вопрос о ситуации с национальной валютой и дедолларизацией. На вопрос о том, какие плюсы и минусы нас ждут в ситуации, когда доллар покидает Россию, и в какой валюте теперь будут рассчитываться страны ЕврАзЭС [Евразийский экономический союз] и появится ли своя межгосударственная валюта, В.В. Путин ответил: «Что касается долларизации и дедолларизации экономики, в том числе российской экономики: в целом, по данным МВФ, объемы расчетов в мире в долларах немного снизились. В позапрошлом году они были на уровне 63 с небольшим процента, а сейчас – 62 с небольшим процента. Но расчеты в долларах для России выше – 69 процентов.
Связано это с тем, что основные наши экспортные товары, прежде всего нефть, котируются на мировых биржах в долларах, и это большой объем.
Объемы наших золотовалютных резервов в долларах снижаются. Мы были держателями американских бумаг, которые котируются в долларах — совсем недавно их было в объеме 104 миллиарда долларов, сейчас 14,4 миллиарда долларов. Незначительно, но подросли расчеты в йенах и фунтах в мировой торговле.
Что касается дедолларизации, то она связана исключительно с расчетами между хозяйствующими субъектами и никак не касается граждан.
Что же касается рубля: да, его роль как резервной валюты, используемой в расчетах, возрастает – немного, но возрастает, – прежде всего, в расчетах между странами ЕврАзЭС и на постсоветском пространстве.
Просто это надежнее и не связано с издержками, особенно с издержками в долларовых расчетах. Потому что мы с вами хорошо знаем: где бы ни происходили расчеты в долларах, они все равно идут через американские банки.»
Президент отметил: «Чтобы рубль укреплялся в качестве региональной резервной валюты, нужно решить несколько задач. Первое – сократить волатильность. Курс должен быть стабильным, и в целом это удается сделать в последнее время. Это связано с деятельностью Центрального банка, это связано с деятельностью правительства Российской Федерации. Как вы видите, курс стабилен, он даже несколько оторвался уже от колебаний цен на энергоносители и на нефть, в том числе и благодаря введению плавающего курса рубля.
Это первая задача. Но надо и дальше стабильность обеспечить, низкую инфляцию держать. Это чрезвычайно важное обстоятельство.
И следующий шаг – нужно развивать финансовую инфраструктуру для расчета в рублях. Надо совершенствовать механизмы расчетов между хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями.»
Ну и, конечно же, не обошлось и без привычных личных вопросов-ответов с налетом шутливости. Например, на вопрос: «Как вы себя чувствуете и как у вас дела?», Путин ответил: «Не дождетесь». А, когда его спросили о женитьбе, сказал, что, как честный человек, когда-нибудь обязательно женится.
Поздравили президента и с днем работника органов безопасности России, который отмечался 20 декабря. На что В. В. Путин ответил: «Спасибо, вас тоже. Я чувствую, вы тоже недалеко здесь…»