Россияне прокачали свою цифровую грамотность


В России растет уровень цифровой грамотности населения, сообщают «Известия». Соответствующие данные содержатся в исследовании центра интернет-технологий (РОЦИТ). 

Индекс цифровой грамотности вырос в 2017 году на 5,7%. Показатель отражает уровень знаний населения, необходимых для безопасного и эффективного использования технологий и Интернета. Наибольший уровень грамотности показали Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Самые низкие — Дальний Восток и Южный федеральный округ. 

Показатель измеряется с 2015 года. В прошлом году индекс составлял 5,42 в среднем по стране, в 2015-м — 4,79. При этом в среднем цифровая грамотность в России не хуже, чем в Европе.  Рост показателя сдерживает значительная доля пожилых граждан в структуре населения, однако они всё активнее осваивают цифровые технологии. 

Индекс складывается из оценки цифрового потребления, безопасности и компетенций. Под потреблением имеется в виду использование интернет-услуг, в том числе государственных (например, онлайн-запись к врачу). Уровень безопасности оценивался по способности граждан защитить персональные данные в интернете (надежность паролей), отношению к пиратскому ПО и контенту и наличию навыков борьбы с компьютерными вирусами. К цифровым компетенциям относятся навыки поиска информации, проведения финансовых операций через интернет, пользования социальными сетями и критического восприятия информации с последующей ее проверкой на достоверность.

В прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме Президент поставил задачу обеспечить всеобщую цифровую грамотность в стране. При этом цифровым развитием в России займется Роскомнадзор, что следует из его нового названия — «Федеральная служба по надзору в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций». В настоящий момент ведомство все еще называется «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», однако правительство уже подготовило проект постановления, согласно которому название будет изменено.

При обучении населения и в СМИ важно уделять больше внимания безопасности в Сети, так как постоянно растет число не только пользователей интернета, но и кибермошенников. Например, многие компании, которые предлагают пользователям оплачивать услуги и продукты в онлайне, сталкиваются с фродом (от английского fraud — «мошенничество»). Фрод — вид мошенничества в области информационных технологий, в частности, несанкционированные действия и неправомочное пользование ресурсами и услугами в сетях связи («Википедия»). Фрод любого типа — это желание недобросовестного подрядчика заработать. Если десять лет назад фрод использовали для мошеннических действий с платёжными данными пользователей, сегодня он стал проблемой для отделов маркетинга и рекламы.