В России предлагается создать единый Фонд пенсионного и социального страхования
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин подчеркнул, что создание единого фонда повысит доступность услуг для граждан и упростит получение ими социальных выплат.
На пленарном заседании в среду, 8 июня, Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона, предусматривающий создание с 1 января 2023 года Фонда пенсионного и социального страхования РФ.
«Создание единого фонда упростит получение гражданами социальных выплат — они будут назначаться автоматически либо по одному заявлению», — отметил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
При этом перевод услуг в электронный вид не повлияет на доступность для пожилых людей и инвалидов.
«После реорганизации фондов граждане, как и сейчас, смогут обращаться лично в клиентские службы и МФЦ и получить все услуги по принципу «одного окна», — пояснил Вячеслав Володин.
Вместе с основным законопроектом в первом чтении принят ряд сопутствующих изменений в действующее законодательство. Среди них — поправки в Бюджетный, Трудовой, Налоговый кодексы и другие законодательные акты.
Согласно этим изменениям, с 2023 года будут установлены единые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. «Это позволит увеличить максимальные размеры выплат по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», — отметил Вячеслав Володин. По расчетам Минтруда, к 2025 году их максимальный размер вырастет в 1,5 раза.
«С введением единого тарифа те, кто работает по договорам гражданско-правового характера, смогут оформлять больничные и получать выплаты по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет. Сейчас таким правом обладают только работники с трудовыми договорами», — добавил Председатель Государственной Думы.
Объединение фондов и внедрение единого тарифа также облегчит работодателям процедуру уплаты страховых взносов и сдачи отчетности. «Они смогут заплатить все страховые взносы, заполнив всего один документ. Это позволит снизить число ошибок при расчетах и вероятность начисления штрафов», — отметил Вячеслав Володин.
В ходе обсуждения законопроектов он также напомнил, что в преддверии рассмотрения инициатив состоялись встречи заместителя Председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой и Министра труда и социальной защиты Антона Котякова со всеми фракциями.
«Голикова Татьяна Алексеевна, министр встречались с каждой фракцией, участвовали в заседании профильного комитета», — отметил Председатель ГД.
Сокращение управленческого персонала
Также Вячеслав Володин поднял тему необходимости сокращения управленческих кадров фондов после их объединения.
«Надо сказать честно, что у нас произойдет сокращение управленческого персонала. Меньше будет затрат на транспорт, на секретарей, на помощников, один будет главный бухгалтер, один будет руководитель кадровой службы. С этим все согласятся, потому что это все лежит грузом на средствах, которые люди отчисляют», — заявил Вячеслав Володин, добавив, что сокращение расходов на администрирование приведет к тому, что больше пойдет денег на социальные программы и выплаты.
При этом, по его словам, «тот, кто работу делает текущую рядовую, — он останется точно, потому что без этого никуда не денешься. А бюрократию надо сокращать».
«Мы за то, чтобы защитить рядовых работников фондов, чтобы на них не отыгрались. Но при этом посмотреть хороших управленцев, востребовать, может быть, в других структурах», — отметил Вячеслав Володин.
Усиление парламентского контроля
Отдельную дискуссию вызвал вопрос о вхождении в состав руководящих органов фонда депутатов и сенаторов.
«Правление — это фактически постоянно работающий орган, если по закону наблюдательный совет собирается два раза в год, а правление утверждает все расходные полномочия, кадровые решения принимает. Но давайте такого депутата выберем в правление — а там у нас два даже — и в наблюдательный совет еще одного, чтобы там работа велась», — предложил Председатель ГД.
Вячеслав Володин подчеркнул, что с изменением Конституции повысилась ответственность депутатов: граждане делегировали им ряд своих полномочий. Кроме того, добавил он, Государственная Дума и профильные комитеты назначают министров.
«Министр уже участвует в судьбе, кто будет во главе фонда. А плюс еще депутаты будут в руководящих органах. Об этом речь идет. Это с нас спрос», — добавил он.
Что еще предлагается
В соответствии с документом с 1 января 2023 года предлагается создать Фонд пенсионного и социального страхования РФ с единым бюджетом, штатом и имуществом. Территориальные органы ПФР предлагается считать с 1 января 2023 года территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования РФ с одновременным присоединением к ним территориальных органов Фонда социального страхования РФ.
При этом, как подчеркивают авторы инициативы, сотрудники продолжат осуществлять трудовую деятельность в указанном Фонде без испытательного срока и аттестации.
С 2023 года будут установлены единые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в следующих размерах: в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 30 %, свыше установленной единой предельной величины базы — 15,1 %.
Все льготные категории плательщиков страховых взносов также распределяются по трем разным группам. Первая группа — это субъекты МСП и участники проекта «Сколково»: бессрочный тариф страховых взносов для них установлен на уровне 15 % (с выплат, превышающих МРОТ). Вторая группа — резиденты ТОСЭР, свободного порта Владивосток, ОЭЗ в Калининграде, компании на Курилах, ИТ-организации и разработчики в сфере радиоэлектронной промышленности, аудиовизуальной продукции: для них установлен страховой тариф в размере 7,6 %. В эту же группу входят социально ориентированные НКО и благотворительные организации: для них тариф составит 7,6 %, но не бессрочно, а на 2023–2024 годы. Третья группа — организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов: для них страховой тариф нулевой до 2027 года.
Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, законопроект устанавливает уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рубля за расчетный период 2023 года в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей. В случае превышения дополнительно к этой сумме предусматривается уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 % от суммы дохода плательщика. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 тыс. рублей, не может быть более 257 061 рубля в год.