В «Русском доме» в Давосе обсудили перспективы развития российской экономики
Ключевые выводы
Геополитические тренды, увеличивая степень неопределенности, оказывают наибольшее влияние на развитие российской экономики.
«Санкции оказывают влияние на российскую экономику, но если мы будем говорить прямо, то геополитика и состояние глобальной экономики оказывают гораздо большее влияние», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Я остаюсь оптимистом в отношении прогноза по России, но проблема в том, что ситуация развивается с трудом […] я думаю, это, прежде всего, из-за глобальной геополитики», — Шив Викрам Кхемка, вице-председатель, SUN Group.
Поворот российской внешнеэкономической политики на Восток обусловлен объективной перспективностью развития сотрудничества со странами Азии и не является исключительно ответом на давление западных стран.
«Как только Западная Европа сказала, что будет ограничен доступ к некоторым финансовым услугам и продуктам, как только начинали „закручивать гайки“, в качестве ответа Россия повернулась к Востоку», — Джефф Катмор, телеведущий, CNBC.
«Углубляются отношения [России] с Китаем. Экспорт России в Китай вырос на 48% в 2018 году, 107 млрд долларов — экспорт, это значит, что Россия — десятый крупнейший экспортный партнер Китая в мире», — Джефф Катмор, телеведущий, CNBC.
«Китайско-российские отношения получают попутный ветер сегодня, один из факторов — это торговая война между США и Китаем. Некоторые последствия были неожиданными, они привели к тому, что Россия и Китай стали более тесными партнерами», — Хуан Шан, заместитель главного редактора, Caixin
«Многие говорят, что партнерство России с Китаем — это брак по расчету. На самом деле это не так, это крепкие отношения… Посмотрите на то, какие сейчас происходят общие тенденции — торговля сейчас ведется в самых разных направлениях: финансы, автомобильное производство, машиностроение, инвестиции. Мы видим и рост хайтека, и новые технологии, и аэрокосмическая область», — Хуан Шан, заместитель главного редактора, Caixin
Санкции в отношении российской экономики создают предпосылки для успешного развития не только отдельных российских компаний, но и целых отраслей экономики России.
«За последние пять лет мы фактически в два раза увеличили размер компании. Мы начали с 5 млн тонн удобрений, сейчас мы производим 9 млн тонн», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Большинство российских компаний являются лидерами не только в России в том, что они делают, они являются лидерами и в мире», — Андрей Гурьев, Председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Уже 62–64 различных типов санкций были внедрены в отношении России. Сегодня российский бизнес относится к этим вопросам как к вопросам риторическим. Мы живем в этой реальности и мы не ждем отмены санкций», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Мы видим развитие продовольственного сектора. Сейчас, когда были введены санкции, россияне поняли, что надо полагаться на собственную сельскохозяйственную отрасль», — Шив Викрам Кхемка, вице-председатель, SUN Group.
Ситуация на энергетических рынках остается в целом стабильной и способствующей развитию российской экономики.
«Мы видели, что прошлом году за баррель нефти BRENT давали 71 долл. США и думаю, что в этом году останется выше 60 долл. США, что соответствует российским ожиданиям», — Дэниел Ергин, вице-председатель, IHS Markit.
«Существует двойной риск для цен на нефть… Во-первых, что произойдет с американской добычей сланцевой нефти? Во-вторых, что будет происходить с торговыми спорами между США и Китаем», — Дэниел Ергин, вице-председатель, IHS Markit.
«Новые отношения между Россией и Саудовской Аравией имеют большое значение для обеих стран», — Дэниел Ергин, вице-председатель, IHS Markit.
«Грядут перемены. США очень долгое время был крупнейшим импортером жидкого газа […]. И у нас будет три основных поставщика СПГ, и скоро появится четвертый игрок — это именно Россия. Россия сейчас имеет новый элемент — это наш Арктический путь. Не все понимают, что вскоре Россия станет очень важным игроком здесь […]. Для Вашингтона это политическая цель», — Дэниел Ергин, вице-председатель, IHS Markit.
Проблемы
Низкие темпы роста и несовершенная структура внутреннего валового продукта.
«Нужно стремиться к более высоким цифрам роста ВВП. Наверное, нужно говорить не только о ВВП, но и вообще о производительности», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Прогноз 1,8% роста ВВП — это не особо прекрасный прогноз. Конечно, Россия обладает большим потенциалом. Мы легко можем увидеть цифры 6, 7, 9%. Но, к сожалению, геополитический встречный ветер очень сильный», — Шив Викрам Кхемка, вице-председатель, SUN Group.
«Нужно сказать, что Россия недостаточно диверсифицирована в плане экономики […]. Мы видим недостаточный уровень переработки и нефтехимии», — Шив Викрам Кхемка, вице-председатель, SUN Group.
Недостаточный объем внутренних рынков.
«В прошлом году Россия показала рост в 1,6% ВВП, в этом [прогнозируется] 1,3% и причина этого — спад потребления, а это 50% ВВП. А сила экономики определяется не нефтяным экспортом», — Дэниел Ергин, вице-председатель, IHS Markit.
Российский финансовый сектор не всегда готов конкурировать на азиатских рынках.
«Когда мы говорим о России, ВТБ нужно помнить о том, что российские банки присматриваются к китайскому рынку с точки зрения фандрайзинга, привлечения капитала. Достаточное большое количество российских компаний готовы выходить на биржу в Китае, некоторые это уже сделали. Но российские компании, российские банки — это еще не очень большие игроки. Наверное, в ближайшем будущем мы не увидим большого прогресса, больших изменений в участии российских компаний или российских банков в китайском финансовом рынке», — Хуан Шан, заместитель главного редактора, Caixin.
«Новый железный занавес» стоит на пути движения человеческого капитала, инвестиций, технологий
«Я думаю, что сейчас Вашингтон достаточно четко нам дал понять: Китай больше не является дружественной страной. Наш прошлый подход — вовлечение Китая больше не работает и теперь все по-другому, наступило время повернуться спиной к этому движению и менять, исправлять ошибки. Мы видим, что в 2020 году, возможно, многое поменяется, возможно, появится новый режим, появится новое правительство. Но мне кажется, что в целом наступает консенсус, что Китай — более не надежный друг. Так называемая „концепция ответственного заинтересованного лица“ больше не происходит. Мне кажется, что мы сейчас приходим не к геополитической холодной войне, а к экономической холодной войне», — Хуан Шан, заместитель главного редактора, Caixin.
Решения
Активное содействие Правительства РФ внешнеэкономической деятельности российских компаний за рубежом и иностранных в России.
«Сегодня Правительство РФ и Президент РФ стараются предоставить всем экспортным компаниям все возможности (различные субсидии, различные привилегии в отношении налогообложения) с тем, чтобы компании инвестировали и росли», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Правительство Российской Федерации слушает и слышит иностранных инвесторов и корректирует законодательство для того, чтобы создать для всех равные условия», — Шив Викрам Кхемка, вице-председатель, SUN Group.
«Если мы говорим о сотрудничестве России с Индией или со странами африканского континента, Бразилии — мы уже создали необходимую инфраструктуру: железные дороги, порты, — вся инфраструктура присутствует. Все для поддержания и развития российского сельского хозяйства и продажи российской сельхозпродукции, которая является наиболее экологичной на сегодняшний день. Это вопрос поддержки Правительства и субсидий, которые были очень правильно и своевременно распределены», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
Активный переход на современные технологии и повышение производительности труда.
«Большинство заводов и фабрик, построенных еще в советские годы, имеют огромный потенциал. Конечно, необходимо внедрять цифровизацию, робототехнику», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Я лично глубоко убежден, что необходимо сконцентрироваться на образовательной системе […], тогда Россия сможет стать одним из лидеров четвертой промышленной революции», — Шив Викрам Кхемка, вице-председатель, SUN Group.
Использование геополитической и геоэкономической реальности в целях развития российской экономики
«Нужно понимать глобальные тренды, глобальные тенденции, которые мы видим сейчас, прежде всего, в глобальной экономике. Это касается торговых войн, валютных войн между США и Европой, США и Китаем», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Сейчас мы видим, что США — лучший друг, прежде всего, самим себе. Что Россия может сделать в этом отношении? Только то, что мы делаем лучше всего — предлагать лучшие продукты, услуги, технологические решения. И тогда все будут счастливы», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Создалась некая ниша, благодаря ухудшенным отношениям с США […]. Появилась возможность для России, возможность для развития бизнеса в новом направлении», — Шив Викрам Кхемка, Вице-председатель, SUN Group.
«Россия в очень хорошей позиции, если она сумеет использовать свое положение, она сможет расти на волне роста, который будет присутствовать в [Азиатском] регионе. […] Россия сможет сыграть большую роль не только с точки зрения логистики и транспортного коридора из Азии в Европу и обратно, но и как сырьевая база и многое другое», — Шив Викрам Кхемка, вице-председатель, SUN Group.
«Если мы говорим о быстроразвивающихся странах, таких как Бангладеш, Пакистан — это именно те рынки, на которые нужно делать ставку, прежде всего, это касается сельского хозяйства и сейчас отдельные субсидии продолжают выделяться для развития сельского хозяйства на Дальнем Востоке — в Хабаровске, Владивостоке. Китайские компании тоже проявляют интерес, и уже сейчас мы получаем от них большое количество вопросов в отношении законодательства, как российское мясо может экспортироваться в Китай», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».
«Мне кажется, что мы сейчас приходим не к геополитической холодной войне, а к экономической холодной войне. Кто придет на помощь Китаю? […] Конечно, Россия — это один из возможных источников, конечно, мы понимаем, что Россия может стать одним из важных источников технологий, военные технологии, здесь Россия является одним из лидеров, есть технологии двойного применения», — Хуан Шан, заместитель главного редактора, Caixin.
«Мы в бизнесе всегда ищем новые возможности и стараемся определить новые зарождающиеся тенденции. Самая длинная граница у России с Китам, большая часть продовольственных товаров из Латинской Америки, США попадает через эту границу. Первое, что можно сделать уже завтра — это поработать над этим», — Андрей Гурьев, председатель правления, генеральный директор, ПАО «ФосАгро».