Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2023 года
Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-октября текущего года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-октябре 2023 года составил 23 106 млрд рублей, что на 4,4% выше объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
- Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 15 896 млрд рублей и увеличились на 28,7% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области – в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-октября 2023 года свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
- Нефтегазовые доходы составили 7 210 млрд рублей и снизились на 26,3% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн рублей в год). В октябре 2023 года объем нефтегазовых доходов превысил уровень прошлого года более чем на 27%.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 10 месяцев 2023 года составил 24 341 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 11,7% г/г (+4,1% г/г с начала 2 квартала 2023 г.).
В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе их направление на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Исполнение федерального бюджета за январь-октябрь 2023 года, (предварительные данные), млрд рублей
|
янв-окт 2023* |
янв-окт 2022 |
%, г/г |
утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ |
23 106 |
22 139 |
+4,4% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч. |
7 210 |
9 788 |
-26,3% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
6 617 |
4 985 |
+32,7% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
15 896 |
12 351 |
+28,7% |
17 191 |
НДС (производство и импорт) |
9 335 |
7 633 |
+22,3% |
10 417 |
налог на прибыль |
1 567 |
1 376 |
+13,9% |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
24 341 |
21 785 |
+11,7% |
29 056 |
государственные закупки |
5 161 |
4 347 |
+814 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ % ВВП |
-1 235 -0,7% |
355 0,2% |
-1 590 |
-2 925 -2,0% |
* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 ноября 2023 года
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).