Замминистра финансов России встретился с бизнесом и обсудил вопросы налоговой политики
Статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов встретился с бизнесом и ответил на интересующие их вопросы по налоговой политике на мероприятии аудиторской компании Б1.
Приводим ключевые цитаты из его выступления.
Повышение эффективности преференциальных налоговых режимов
Системные изменения преференциальных налоговых режимов, отказ от каких-либо из них на данном этапе не планируются. Возможна точечная донастройка для пресечения злоупотреблений фирмами-однодневками. Наше предложение – ограничить объем предоставленных льгот размером осуществленных инвестиций в основной капитал, НИОКР. Это сразу исключит из преференциальных режимов все фирмы-однодневки, потому что они не осуществляют ни инвестиционной деятельности, и никаких другой в принципе. Второй вариант – ограничить применение префрежимов для отдельных видов экономической деятельности (ОКВЭД), которые в префрежимах объективно не требуются, так как они не стимулируют инвестиций в регионы. Например, к таким видам относится торговая деятельность. Планируем формализовать эти предложения до конца года и предлагать имплементировать их с 2024 г.
Переходный период после прекращения действия института КГН
Институт КГН искажает честную экономическую конкуренцию. При обсуждении возможности его продления после 2022 года Минфин России придерживался позиции, что необходимо либо дать право создавать КГН всем с какого-то года, либо отказаться от этого института. Мы считаем, что сохранять преференции для 16 отдельных холдингов, формирующих КГН, когда остальные российские холдинги воспользоваться такой преференцией не могут, – это нечестно. Условия должны быть равными для всех.
Поскольку Госдума и Совет Федерации были против тиражировать практику применения института КГН по причине больших выпадающих доходов у бюджетов субъектов РФ, было принято решение, что с 2023 года институт КГН прекращает своё действие.
Участники КГН теперь по общим правилам будут осуществлять контроль за трансфертными ценами, но это не должно привести к сложностям в администрировании для них. Многие годы остальные российские холдинги в обычном режиме осуществляют контроль за трансфертными ценами, если у них есть дочки, которые применяют пониженные ставки налога на прибыль.
Отмена КГН в целом приведёт к увеличению поступлений налога на прибыль организаций, но по отдельным регионам возможно снижение. Чтобы сгладить для регионов переход на новые условия, в 2023-2025 годах предусмотрена частичная «централизация» поступлений от участников КГН с последующим распределением регионам по определённым нормативам. Они рассчитаны исходя из средней доли платежей участников КГН в бюджет каждого региона за последние три года. В 2023 году так будет распределяться 80% прибыли от участников КГН, в 2024 — 60%, в 2025 — 40%.
Упрощение правил для владельцев КИК
С учётом внешних ограничений российский бизнес сталкивается с определёнными сложностями при применении правил, установленных для КИК.
Есть две объективные проблемы, которые мы видим по обращениям налогоплательщиков. Первая – не всегда есть возможность предоставить аудированную отчетность и, соответственно, другие формы отчетности, которые предусмотрены для КИК. Мы уже пошли навстречу по этому вопросу, предусмотрели перенос сроков представления отчетности. Если потребуется, готовы и в дальнейшем также идти на уступки в этой части.
Вторая проблема по ряду компаний, особенно подсанкционных, – это сложности с распределением прибыли КИК. Мы будем дорабатывать и совершенствовать законодательство, чтобы те КИК, которые физически не могут распределять свою прибыль, имели возможность воспользоваться правом на освобождение этой прибыли от налогообложения. Планируем до конца года подготовить соответствующие изменения в Налоговый кодекс.