Конкурс «Лучший регион в сфере ИКТ». Цель – задать общие ориентиры совершенствования госуправления.
Интервью заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрея Владимировича Шаронова’, ‘
— В 2005 г. Министерство экономического развития и торговли совместно с Министерством информационных технологий и связи проводит очередной конкурс «Лучший регион в сфере ИКТ». Каковы главные цели этого конкурса?
— Задача, которую мы ставим для себя при проведении конкурса, не столько в том, чтобы оценить степень информационной «продвинутости» регионов, сколько в том, чтобы задать основные ориентиры в политике применения ИКТ в госуправлении. Нам важно довести до понимания руководителей регионов и муниципалитетов, что информационные технологии ценны не тем, сколько компьютеров какого поколения поставлено на столы чиновников и сколько километров оптоволокна проложено, а тем, что они способны решить проблемы госуправления, развития социальной, экономической и культурной сфер региона. ИКТ – всего лишь инструмент, один из многих в арсенале государственного менеджера любого уровня. Однако это именно тот инструмент, который при грамотном его применении может существенно повысить прозрачность, подотчетность и оперативность работы органов государственной власти.
Уже более десяти лет идет активная работа по информатизации органов государственной власти, цена которой сейчас ежегодно составляет порядка 1000 долл. на одного чиновника. Больше года государство пытается перестроиться в рамках административной реформы. Но при всем том улучшения качества госуправления, т. е. достижения поставленной Президентом и Правительством цели, так и не происходит. При информатизации ведомств, как и прежде, дублируются одни и те же работы, что не только чрезвычайно дорого для страны, но и не приносит гражданам и бизнесу никакой пользы, поскольку даже результаты этих работ обществу недоступны. Ничего не поменялось и в плане межведомственного взаимодействия. ИКТ проекты, реализуемые ведомствами, решают узко локальные задачи, ничего в целом в системе госуправления не меняя.
Именно поэтому лейтмотивом конкурса этого года для нас стал вопрос, адресованный региональным властям: как использование информационно-коммуникационных технологий помогает повысить качество государственного управления территорией?
Это важно, потому что весь мир движется в этом направлении. И Россия должна предпринимать серьезные усилия, чтобы не отстать.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что дает внедрение ИКТ в государстве? Почему этой теме сейчас уделяется такое внимание?
— Мы говорим об использовании ИКТ не вообще, а именно в государственном управлении. То есть в органах государственной и муниципальной власти, в первую очередь. Что дает органам власти использование ИКТ? Прежде всего – улучшение управления. Управление – это в основном движение и обработка информации. Современные технологии не только ускоряют эти процессы, они еще и позволяют гораздо лучше, чем в традиционных «бумажных» технологиях, контролировать их.
Важной частью государственного управления является информационное взаимодействие госорганов с гражданами и организациями. Государство, которое не обменивается информацией с гражданами, превращается в закрытую бюрократическую систему, работающую саму на себя. При этом все процессы в такой системе замыкаются внутри нее, и она все более отрывается от того, чем призвана управлять: от страны, от граждан, от экономики. Ни к чему хорошему это привести не может.
Поэтому для государства, и в том числе для региональных органов государственной власти, важно и необходимо обеспечить надежную двустороннюю связь с обществом, с бизнесом. Традиционные бумажные технологии информационного обмена очень громоздки и работают с задержками. А современные ИКТ потенциально могут дать оперативный и надежный обмен информацией, реализовать быстро и полно процедуры учета, раскрытия информации, аудита управленческих процессов и т. д.
Кроме того, необходимо снижать стоимость управления, «цену государства» — объем тех затрат, которые государство тратит само на себя. Автоматизация хаоса – вещь очень затратная и в принципе задача не решаемая. Поэтому важно, чтобы использование ИКТ в органах государственного управления развивалось в контексте административной реформы и работало на нее.
— По каким номинациям будет проводиться конкурс?
Для нас важнее всего повышение качества государственного управления. В этом отношении идет работа во всем мире. Накоплен уже огромный объем информации, есть серьезные научные разработки, есть опыт многих стран, которые эти разработки применили. Выработан комплекс характеристик, которые помогают определить, что такое «качество государственного управления» и как его измерить.
Анализ показал, что далеко не на все эти характеристики может повлиять использование ИКТ. Мы выбрали из них, качество которых в большей степени зависят от применения информационных технологий: прозрачность, подотчетность и оперативность.
Таким образом, первая номинация конкурса – «Качество государственного управления» – имеет три соответствующие номинации: прозрачность, подотчетность и оперативность.
Другие номинации позволяют оценить качество и эффективность государственного управления в регионах через некоторые косвенные признаки.
Номинации такие:
«Использование ИКТ для взаимодействия государства и общества». Основой этой номинации является индекс готовности региона к использованию ИКТ для взаимодействия государства и общества, определяемый ИРИО. В этой же номинации учитывается место региона, занятое на конкурсе лучшего регионального проекта в области использования ИКТ, проводимом РОЦИТ в рамках «Премии Рунета».
«Институты общественной поддержки развития информационного общества». Эта номинация нацелена на то, чтобы выявить и поощрить формирование сообществ, объединяющих государство и представителей гражданского общества (общественные организации, партии и т.п.), научно-образовательного сообщества, бизнеса – словом, тех, от кого зависит направленность этого строительства.
«Использование ИКТ в социальной сфере». В этой номинации выявляются регионы, которые уделяют наибольшее внимание развитию с помощью ИКТ социальной сферы, прежде всего, формированию человеческого капитала. Оцениваются показатели, характеризующие использование ИКТ в учреждениях культуры ? в библиотеках, музеях, где ИКТ дают заметный и быстрый эффект, а также в медицинских учреждениях. В этой номинации учитываются также результаты конкурса на лучший региональный проект в социальной сфере.
«Человеческий капитал». В современной аналитике при характеристике социально-экономических процессов принято пользоваться понятием «человеческий капитал». Это понятие призвано интегрально отразить совокупность знаний, навыков и опыта экономически активного населения, влияющих на его экономическую продуктивность (в нашем случае — необходимых для электронного развития региона). Данная номинация позволяет сравнить и оценить уровень развития человеческого капитала в регионах по таким параметрам, как уровень образования населения, научный потенциал, подготовка в регионе специалистов в области ИКТ, навыки и опыт использования ИКТ населением.
Еще три номинации — «ИКТ в бизнесе», «Деловая среда», «ИКТ-сектор» — говорят сами за себя. Они должны показать уровень развития регионального сектора ИКТ, применения информационных технологий в бизнесе вообще, а также условия, которые для этого создают местные органы власти.
— Когда планируется подвести итоги конкурса?
—Конкурсные комиссии начнут свою работу в конце октября — в ноябре. Уже определена дата проведения официальной церемонии: победители конкурса будут объявлены 2 декабря, во второй день IV ежегодной конференции «CIO.Госсектор», которая четвертый год проходит при поддержке Минэкономразвития России.