«Онланта». Портрет в интерьере рынка ИТ-аутсорсинга
Рубрика | Компания
Текст | Сергей ТАРАН, генеральный директор компании «Онланта»
О чем говорит опыт семи лет работы на аутсорсинговом рынке.
Идея аутсорсинга — передача части бизнес-процессов внешнему исполнителю и модели потребления «чего-либо как услуги» — во многом закономерна (в том числе, и в ИТ-отрасли) и существует достаточно давно.
На российском рынке реальный спрос на такие услуги сформировался к 2007 г. В ответ на вызов рынка в ЛАНИТ был создан департамент ИТ-сервисов, который уже через год был преобразован в отдельное юридическое лицо — компанию «Онланта», которая с 2008 года предоставляет широкий спектр услуг ИТ-аутсорсинга, а с 2011 года — и облачных услуг.
Нужно отметить, что ситуация на рынке в 2008 г. была не из лучших — нарастал кризис, который, как многие надеялись, заставит компании рационально использовать ИТ-бюджеты, а, следовательно, стимулирует рост рынка услуг ИТ-аутсорсинга, но увы… бизнесу было «не до того».
Тем не менее «Онланта» заключила несколько контрактов на обеспечение технической поддержки инфраструктуры и пользовательских рабочих мест, в том числе два довольно крупных договора — с Федеральной миграционной службой и ОАО «Мосэнерго».
В 2009 посткризисном году ИТ-бюджеты большинства потенциальных заказчиков оставались на уровне, близком к нулю, ИТ-рынок не рос, но некоторые банки в ожидании роста рынка уже начали готовиться к расширению клиентской базы и офисной сети. Таким предусмотрительным оказался и банк «Ренессанс Кредит», который стал нашим заказчиком, с которым «Онланта» до сих пор сотрудничает в вопросах аутсорсинга услуг технической поддержки пользователей.
Задумались об использовании перспективных технологий и в холдинге «Комплексные энергетические системы» (КЭС-Холдинг), который также стал нашим клиентом в 2009 г. и заказал у нас услуги по централизованному хостингу корпоративной информационной системы SAP ERP. Этот заказ стал для «Онланты» первым шагом к развитию направления облачных услуг.
2010 год был отмечен активной деятельностью государственных структур по информатизации процессов управления, в рамках которой был начат ряд масштабных ИТ-проектов, в том числе создание Общероссийского официального сайта государственных закупок http://zakupki.gov.ru/. Техническую поддержку работы этого сайта обеспечивала и обеспечивает компания «Онланта». В том же году началось наше сотрудничество с компанией «Газпром нефть», которая передала на аутсорсинг в «Онланту» комплексное управление корпоративной средой печати.
2011 год, который запомнился чередой слияний и поглощений, не принес игрокам рынка ИТ-аутсорсинга высоких доходов, тем не менее никто из них с рынка не ушел. Начался процесс восстановления ИТ-рынка, растет активность и интерес к облачным услугам.
«Онланта» развивается вместе с рынком: появляется ряд новых заказчиков «традиционных» услуг ИТ-аутсорсинга, компания развернула собственное облако OnCloud.ru, создано решение для защиты персональных данных, которое обеспечивает их быстрый перенос из информационной системы заказчика в защищаемую систему в облаке OnCloud.ru с последующей аттестацией на соответствие требованиям Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных».
В 2012 году на российском рынке ИТ-аутсорсинга появились крупные специализированные игроки, которые стали основной движущей силой рынка. Во многом их появление было обусловлено продолжающимся процессом создания государственных ИТ-систем, которые тянули за собой ИТ-аутсорсинг. В этих условиях конкурентным преимуществом и залогом дальнейшего развития «Онланты» стало качество услуг, подтвержденное в ходе ежегодных аудитов сертификацией по стандарту ISO 20000. Об этом свидетельствует и появление таких новых крупных заказчиков, как «Первый БИТ» (наш первый SaaS (SaaS (англ. software as a service — программное обеспечение как услуга; также англ. software on demand — программное обеспечение по требованию) — бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через интернет.) — вендор), РСА, Росимущество (услуги поддержки на всей территории России).
2013 год стал, можно сказать, «переломным»: ИТ-рынок в целом не рос, но рост рынка ИТ-аутсорсинга продолжался. Наряду с увеличением количества проводимых государственными структурами конкурсов на поддержку информационных систем, росла и конкуренция между ИТ-аутсорсинговыми компаниями. Объем сектора облачных услуг вырос на 60–100%.
«Онланта» перешла из разряда «начинающих» во «взрослый» бизнес: план 2013 г. по количественным показателям был выполнен на 127%, а по годовому приросту — на 185%.
У компании появилась возможность начать работы по ряду новых интересных направлений, таких, например, как корпоративная мобильность. Появился опыт оказания услуг технической поддержки решений по управлению корпоративными мобильными устройствами (Mobile Device Management, MDM).
Что дальше? Падение спроса на ИТ-оборудование на фоне растущего предложения облачных услуг ведет к тому, что в части построения инфраструктуры облачные провайдеры начали обеспечивать крупнейшим мировым производителям серверного оборудования основную часть прироста доходов. Это положительный сигнал для нас, и мы будем активно наращивать предложение облачных услуг IaaS/PaaS (IaaS — аренда облачных ресурсов, PaaS — модель предоставления облачных вычислений, при которой потребитель получает доступ к использованию информационно-технологических платформ: операционных систем, систем управления базами данных, связующему программному обеспечению, средствам разработки и тестирования, размещенным у облачного провайдера).
Растущее доверие заказчиков к облачным технологиям и освоение их на практике ведет к увеличению доли SaaS-продуктов в общем «пироге» облачных услуг. Поэтому расширение партнерских отношении с SaaS-вендорами также является нашим приоритетным направлением развития.
Мы также не ожидаем падения темпов роста спроса в сегменте «традиционных» услуг ИТ-аутсорсинга — поддержки ИТ-инфраструктуры, информационных систем, пользователей и др. При этом надо иметь в виду, что по мере того, как заказчики на практике «распробуют» выгоды ИТ-аутсорсинга, они становятся все более требовательными к качеству услуг, предлагаемых провайдером.
Поэтому завоевать заказчика и успешно развивать с ним отношения можно, только постоянно работая над повышением качества и совершенствуя систему управления ИТ-сервисов компании. Мы можем сказать, что политика компании в области качества дала свои плоды — количество заказчиков, которые сотрудничают с нами всерьез и надолго, растет, и это дает нам стабильность и уверенность в успешном дальнейшем развитии.
Завершая короткий рассказ о семилетней истории работы нашей компании на рынке ИТ-аутсорсинга, хотел отметить следующее.
Для бизнеса время — это деньги. Чем быстрее заказчик получит ИТ-услугу, в полном соответствии с требованиями, тем больше преимуществ (самых разных) получает бизнес. В 2007–2008 гг. утверждения ИТ-аутсорсинговых компаний о том, что, «выбирая нас, вы получите ИТ-услуги быстрее и качественнее, чем будете создавать их сами», были обещаниями, которые еще надо было выполнить. Кому-то из провайдеров это удалось, кому-то, наверное, нет. Кроме того, всегда трудно было предсказать сроки.
За семь лет опыт аутсорсинговых компаний вышел на такой уровень, что теперь мы можем смело сказать, что это уже не обещания, а реальность. Покупая у нас ИТ-услугу, неважно какую — облачную или традиционную услугу ИТ-аутсорсинга, — заказчик получает зрелые процессы, больше возможностей за очень короткий срок. Б