Александр БРАУЭР: в будущее смотрим с оптимизмом


БОСС-профессия | Спецпроект: Проектирование и строительство
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Константин САНТАЛОВ

Московская областная негосударственная экспертиза (ООО «Московская областная негосударственная экспертиза», ООО «МОНЭ», МОНЭ) — молодая компания. В конце марта ей исполняется год. Однако, несмотря на молодость, она успела стать заметной на рынке Московского региона и заработать хорошую репутацию. Об итогах первого года МОНЭ, ее направлениях деятельности и планах рассказывает заместитель директора компании.

 — Александр Борисович, весной прошлого года, когда МОНЭ только начала свою работу, в интервью нашему журналу вы с коллегами обозначили цель — попасть в тройку лидеров рейтинга лучших экспертных организаций Московской области и стать одной из ведущих негосударственных экспертиз региона. Как обстоят дела с достижением этой цели сегодня?

— Мы приближаемся к ней. Объектов, по которым мы провели негосударственную экспертизу от и до с выпуском заключения, в портфолио МОНЭ пока немного. Здесь предстоит работа. В то же время у нас большая загруженность по другим направлениям: по экспертно-консультационным услугам в интересах прохождения проектной документации в государственной экспертизе, по доведению имеющейся у заказчика проектной документации до требований, которые необходимы для прохождения ею экспертизы, по рассмотрению отдельных технических решений. Если сложить все это вместе, по объему работ МОНЭ будет уже недалеко от первой тройки.

Итоги финансового года в целом нас радуют. В будущее смотрим с оптимизмом. Хотя и не все из задуманного на начальном этапе было выполнено. Ситуация в стране повлияла и на экономику, и на специфику работ.

— Перечень услуг, с которым ООО «МОНЭ» выходило на рынок, не изменился?

— Все так, как мы и планировали, за одним исключением.

Ключевое направление нашей деятельности — проведение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Как я уже сказал, заключений негосударственной экспертизы на сегодняшний момент у нас не так много, как хотелось бы, но все впереди. Сейчас в МОНЭ на рассмотрении несколько проектов. При этом объекты, по которым наша организация уже выдала заключения, находятся не только в Московской области, нашем основном регионе, но и в Москве.

Второе направление — консультационные услуги по рассмотрению отдельных технических решений. За минувший год было довольно много подобных запросов. Иногда заказчику нужно уточнить определенные решения, на которых строится его проектный замысел. Он обращается к нам за помощью и на основании оценки наших экспертов продолжает работу над проектом. Со стороны наше присутствие в таких проектах незаметно, а для компании эти проекты полезны: так мы зарабатываем авторитет, приобретаем постоянных клиентов. В некоторых случаях заказчики возвращались к нам с полным пакетом проектной документации для проведения общей экспертизы.

Третье направление — экспертно-консультационные услуги по прохождению государственной экспертизы документации на строительство объектов. Они включают оценку качества проектно-сметной документации, ее доработку под требования государственных экспертиз и корректировку на основании замечаний госэкспертизы, а также помощь в подаче и прохождении этой документации в организациях государственной экспертизы. То есть мы от лица заказчика выступаем в качестве заявителя проведения госэкспертизы и несем ответственность за выполнение сроков предоставления проектной документации, правильность формирования пакета документов, своевременность устранения замечаний экспертов госэкспертизы. Итог работы для нас — получение положительного заключения государственной экспертизы с загрузкой его в ГИС ЕГРЗ.

Единственное из изначально заявленных направлений работы, которое пока не пошло (как мы полагаем, из-за общей ситуации на рынке), — это выполнение части функционала, который раньше брал на себя технический заказчик — институт, к сожалению, к настоящему времени почти утраченный. Это целый комплекс услуг, дающий заказчику возможность гарантированно получить продукт, с которым он сможет выйти на экспертизу, получить ее положительное заключение и приступить к дальнейшей реализации объекта на стройке. Реализовывать функционал технического заказчика МОНЭ готова в партнерстве с ООО «ПромСтройИнжиниринг» — одной из ведущих проектных организаций Московской области.

— Какое из направлений деятельности сейчас наиболее востребовано?

— Экспертно-консультационные услуги по прохождению государственной экспертизы. Мы нашли большой отклик у заказчиков и заработали высокую репутацию.

Организаций, которые берут на себя такую функцию в комплексе — с оценкой и доработкой документации, представлением ее в государственной экспертизе, защитой и корректировкой проектных решений, в Московской области немного. Кроме того, у нас гибкая ценовая политика. Мы решили, что будем работать по средним расценкам Московской области. Приобретем вес на рынке, возможно, повысим цены.

— Высокий спрос на эту услугу связан с тем, что требований к подаваемой документации в государственной экспертизе (а ее, как известно, обязаны проходить объекты с бюджетным финансированием как по технической части проектов, так и по достоверности определения сметной стоимости) больше, чем в негосударственной?

— Да, и с этим тоже. Притом что законодателем установлены единые критерии оценки конструктивной надежности и безопасности объектов капитального строительства в государственной и негосударственной экспертизе. Однако государственная экспертиза находится под оперативным управлением исполнительной власти субъекта Федерации и задействована в решении социальных вопросов развития региона. В каждом субъекте своя специфика и свои задачи. Например, Государственная экспертиза Московской области, рассматривая проектную документацию детского сада или школы, обязательно обратит внимание на вопросы, связанные с увязкой объекта с вопросами комплексного развития данной территории. Кроме того, государственная экспертиза будет учитывать ориентиры, отраженные в федеральных программах. В том числе в текущей ситуации в ее заключении отразятся требования о применяемом на объекте инженерном оборудовании и стране его происхождения.

Приведение в соответствие с требованиями экспертизы сметной документации — сложный процесс, и нередко заказчику трудно справиться с ним своими силами. Зная критерии государственной экспертизы, мы можем помочь довести сметную документацию до ее требований, при необходимости — привлечь людей с глубокой специализацией в этой сфере. В частности, из компании «ПромСтройИнжиниринг», которая участвует в реализации ряда социальных программ Московской области и накопила большой опыт как в подготовке бюджетной сметной документации для новых объектов, так и в корректировке проектно-сметной документации объектов, находящихся в высокой степени готовности.

Другая причина высокого спроса на эту услугу — де-факто отсутствие на рынке системы технического заказчика службы, уполномоченной заказчиком выстраивать всю технологическую цепочку строительного процесса — от замысла объекта, получения необходимых исходно-разрешительных документов, организации проектной подготовки строительства до непосредственного строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Раньше такие службы существовали при всех бюджетных организациях. Представители техзаказчика ориентировались в требованиях госэкспертизы, говорили с экспертами на одном языке. Это были специалисты с равной квалификацией и равным опытом.

Сейчас подобных служб в бюджетных организациях, за редким исключением, не осталось. Проектных организаций, которые одинаково хорошо могут справляться со всем спектром работ и которые могут довести объект до ума в соответствии с требованиями госэкспертизы, очень мало. В Московской области, чтобы перечислить их, достаточно пальцев одной руки. Коллеги из госэкспертизы нередко сталкиваются с ситуацией, когда в процессе приведения технико-экономической документации в соответствие с нормативными требованиями им приходится не столько консультировать заказчиков, сколько учить их. Это в условиях высокой загруженности госэкспертиз текущими задачами — и теми, что определены для них законодательством, а также теми, что сопряжены с реализацией социальных программ развития субъектов Федерации, весьма осложняет их работу.

Поэтому такие организации, как МОНЭ, обладающие опытом прохождения госэкспертизы, знающие ее требования, в том числе и те, что связаны с особенностями региона, в нашем случае это Московская область, весьма востребованы.

— Какие проблемы при прохождении госэкспертизы в большей степени волнуют заказчиков?

— Как бы печально это ни звучало, сроки. И здесь мы опять возвращаемся к проблеме отсутствия технического заказчика. Недовольство многих заказчиков сроками прохождения государственной экспертизы в значительной степени обусловлено отсутствием единого центра, контролирующего процедурную цепочку подготовки проекта. Как это делается сегодня, когда заказчик распределяет сроки подготовки проекта? Допустим, на сбор исходных данных дается месяц, на проектирование — полгода, на экспертизу — три месяца. На деле сбор исходных данных затягивается на два месяца, проектирование — на семь, и проект выходит на экспертизу не через семь месяцев, как планировалось, а через девять, в цейтноте. А у заказчика идет формирование будущего бюджетного года, и туда нужно заложить конкретную сумму на строительство, или через месяц он уже должен выйти на стройку, или же пора подавать документацию на тендер, а как это сделать без цены договора? Крайней в этой ситуации оказывается госэкспертиза, находящаяся в самом конце этой цепочки. И она, работая в интересах своего субъекта Федерации, вынуждена «вытягивать» проект в условиях жестко ограниченного времени.

— Что показал и чему, возможно, научил МОНЭ первый год работы?

— Главное, чему научил нас этот год, — это то, что работа негосударственной экспертизы, так же как и государственной, обладает определенной региональной спецификой. Выяснилось, что в нашем регионе довольно много нюансов, на которые мы, будучи ранее сотрудниками крупных сложившихся организаций (в моем случае это была ГАУ Московской области «Мособлгосэкспертиза», у коллег — известные негосударственные экспертизы), не обращали внимания. Некоторые вопросы оказались для нас новыми, поскольку по предыдущей работе мы с ними не соприкасались.

В этот год мы определились с организационно-штатной структурой. В чем-то ее изменили и продолжаем корректировать — как в части кадровой политики, так и в части системы оплаты труда сотрудников и их премирования. У нас появились новые формы работы.

Сложился коллектив: пока это немногим более 20 человек. Пришло несколько новых сотрудников. Мы продолжаем искать людей для определенных задач. С кем-то из коллег расстались, оставшись в хороших отношениях. Прекратили сотрудничество не потому, что нас не устраивала их квалификация, а потому что друг другу мы не совсем подходили.

 

Кроме того, первый год работы научил нас уделять больше внимания системе учета и контроля выполнения работ. Ныне отлаживаем новую систему контроля как сроков рассмотрения разделов проектной документации нашими экспертами, так и сроков снятия замечаний у заказчиков. В этом году по некоторым работам мы, стремясь максимально помочь заказчику, брали у него не полностью готовую документацию, а потом провисали в сроках из-за того, что заказчик долго не предоставлял нам оставшийся пакет документов или же не снимал вовремя наши замечания. Теперь будем относиться к этому строже.

— Экспансию за пределы Московского региона по-прежнему не планируете?

— Пока нет. Костяк нашего коллектива — люди с опытом работы в Московской области, и бóльшая часть запросов заказчиков идет отсюда. Теперь, как я уже сказал, мы стали работать и с объектами в Москве. А дальше будет видно.

— Дефицит кадров на экспертном рынке ощущаете?

— Подбирая себе специалистов, нет, не ощущаем. Хороших экспертов на рынке труда найти можно. Правда, есть дефицит специалистов, готовых работать в штате. Свободные эксперты сегодня все чаще предпочитают фриланс и проектную работу. С некоторыми из них мы сотрудничаем.

— Еще недавно для экспертов госэкспертизы действовали жесткие правила по допуску к профессии, а для негосударственных экспертов существовали определенные послабления. А как теперь?

— Стать экспертом как государственной, так и негосударственной экспертизы сложно. Только чтобы войти в эту работу и понять ее специфику, требуется несколько лет. Никаких послаблений в допуске к профессии больше нет. Недавние изменения в законодательстве уравняли правила и критерии аттестации государственных и негосударственных экспертов. Процедура аттестации для обеих категорий будет двухэтапная: электронное тестирование, а потом устный экзамен и решение задачи. Раньше второй этап проходили исключительно эксперты госэкспертиз.

Тема аттестации довольно сложная и дискуссионная. У экспертного сообщества много вопросов к составу процедуры допуска к профессии, ее критериям и содержанию. Например, в тестировании лишь 15–20% вопросов касается специальности, остальные вопросы — по федеральному законодательству, которое эксперт, по нашему мнению, конечно, должен знать, но в своей профессиональной деятельности эти знания он применяет нечасто. В приемной комиссии, которая проводит экзамен, на наш взгляд, недостаточно специалистов, непосредственно связанных с экспертизой. К тому же сама система аттестации меняется каждые два-три года.

Хотя мы, конечно, обязаны выполнять эти требования, чтобы заниматься своим делом. И дорожим своими аттестатами. Вообще, по моим наблюдениям, человек, ставший экспертом, не уходит из профессии и посвящает ей всю жизнь. Возможно, поэтому в институте экспертизы сохранились уникальные специалисты, которые благодаря своему богатому опыту и сотням пройденных объектов могут подсказать проектировщику наиболее оптимальное проектное решение в его ситуации.

— Какой бы вы хотели видеть МОНЭ?

— Организацией, в портфолио которой много объектов, прошедших у нас полную экспертизу, с нашим заключением. Пока подобные объекты представлены у нас не в таком количестве, как нам хотелось бы для повышения репутационных качеств МОНЭ в качестве негосударственной экспертизы.

Чтобы было много интересных и разнообразных объектов. Чтобы в нашем основном регионе, Московской области, и в других регионах активно развивалось и малоэтажное строительство, появлялись объекты ландшафтной инфраструктуры. И мы бы участвовали в их создании и гордились бы тем, что внесли свой вклад в их реализацию.

Мое обучение в военном инженерном вузе, как и обучение всех будущих инженеров-строителей, начиналось со знаменитого канона древнеримского архитектора Витрувия: «Архитектура = польза + прочность + красота». И хочется, чтобы как можно больше объектов, которыми занимается МОНЭ, совпадало с этой триадой. Конечно, это мечта. Однако я знаю, что мечты, которые кажутся нереализуемыми, можно воплотить в жизнь. Вот, например, мы с вами встречаемся в офисе МОНЭ в здании (бизнес-парк «Румянцево». — Ред.), по которому я когда-то провел экспертизу. Первые корпуса бизнес-парка, наш и соседний, возникли из многоуровневого паркинга, чье строительство началось довольно давно. Тот паркинг не приобрел популярности, и у инвестора возникла идея перепроектировать здание, совместив паркинг с офисной инфраструктурой.

И идея выстрелила! Возможность заехать на автомобиле на свой этаж прямо к двери офиса оказалась востребована многими деловыми людьми. По аналогии с первыми двумя зданиями построили и другие корпуса бизнес-парка. Когда этот проект задумывался, мало кто верил, что его можно воплотить в жизнь. А ведь получилось!Б (Босс февраль-март 2023)


БРАУЭР Александр Борисович, заместитель директора ООО «Московская областная негосударственная экспертиза».

Родился в 1968 году в Петропавловске-Камчатском в семье военнослужащего. В связи с переездами, связанными с военной службой отца, провел детство на Камчатке, во Владивостоке и Москве. Получил высшее образование в Высшем военном инженерном строительном училище в Ленинграде. По окончании обучения в 1990 году служил в различных военных организациях: прошел путь от начальника строительного участка до начальника отдела Государственной экспертизы проектов Министерства обороны.

По завершении военной службы в 2008 году был принят на работу в ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза», в котором проработал более десяти лет, закончив ее в должности советника директора.