Инфраструктура поддержки


БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Мария ЗЕМЛЯНИКИНА

Из 2022 года стройкомплекс, несмотря на изменившиеся макроэкономические условия и выпавшие на его долю испытания, вышел с уверенным плюсом. Что его поддержало.

Здания и сооружения

По оперативным данным Росстата, за январь — декабрь минувшего года было введено 102,7 млн кв. м жилья (с учетом площадей общего пользования в многоквартирных домах — 126,7 млн «квадратов»). Это стало новой высотой в жилищном строительстве, превысив ранее рекордный показатель 2021 года — 92,6 млн кв. м жилых помещений (114,4 млн кв. м общих площадей). Как и в предыдущем году, в 2022-м больше половины сданных площадей пришлось на индивидуальное жилищное строительство — 57,2 млн кв. м, на многоквартирные дома — 45,5 млн кв. м.

В нежилом секторе за 2022 год введено в эксплуатацию 33,5 млн кв. м (21 тыс. зданий). Почти четверть из них — помещения коммерческого назначения (6,4 тыс. зданий общей площадью 8,7 млн кв. м). В промышленности и сельском хозяйстве построено 3 и 3,4 тыс. зданий по 5,1 млн кв. м общей площади, для нужд образования — 800 зданий (5,2 млн кв. м) и столько же для здравоохранения (1,2 млн кв. м). Общая площадь введенных административных объектов в прошлом году составила 1,7 млн кв. м (1 тыс. зданий).

Согласно докладу Росстата «Социально-экономическое положение России. 2022 год», объем строительных работ в России в 2022 году вырос в сопоставимых ценах на 5,2% по сравнению с предыдущим годом и в абсолютных цифрах составил за год 12,86 трлн рублей. Это меньше, чем было по итогам 2021 года (рост на 7% к 2020-му), но выше, чем в допандемийном 2019-м с его приростом в 2,1% к результатам 2018-го2. Помесячная динамика выполнения строительных работ в минувшем году была неустойчивой — с проседанием в январе (в чем не последнюю роль, скорее всего, сыграл сезонный фактор), положительными темпами в феврале, марте и апреле, нетипичным для стройкомплекса снижением в мае и особенно в июне, когда статистическим ведомством был зафиксирован нулевой рост объемов выполненных работ по отношению к соответствующему месяцу 2021 года (реакция на санкции, колебания курса рубля, изменение ставок, удорожание стройматериалов и оборудования, логистические сложности в их поставках), новым заметным спадом в сентябре, резким взлетом в октябре и стабилизацией в последние два месяца 2022 года.

2 Сборник Росстата «Строительство в России» за 2022 год.

Магистрали и порты

Результаты в инфраструктурном строительстве тоже неплохие. В начале года Министерство транспорта РФ сообщило, что в 2022 году построено и реконструировано 1599 км автодорог (400 км — федеральных трасс, около 1200 — региональных, межмуниципальных и местных). Это на 15% выше показателя 2021 года, рекордного за всю историю страны. Среди крупнейших объектов, сданных в эксплуатацию в 2022-м, — первые 107 км (в Московской и Владимирской областях) скоростной трассы М-12 «Восток», «Обход Хабаровска» — первая скоростная автотрасса на Дальнем Востоке, «Северный обход Калуги», завершивший строительство 84-километровой Калужской кольцевой, и «Северный обход Анапы», построенный в составе федеральной автодороги А-290 «Новороссийск — Керчь», новый вантовый мост через Шексну в Череповце и мост через Амур между городами Благовещенск (Амурская область, Россия) и Хэйхэ (Китай).

В рамках исполнения транспортной части нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) интенсивно развивается железнодорожное строительство. В том числе модернизация «Восточного полигона», железнодорожной сети в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог и двух главных ее веток — БАМа и Транссиба. Здесь, по данным Федерального агентства железнодорожного транспорта, по итогам 2022 года введено в эксплуатацию более 120 км дополнительных главных и 151 км станционных путей. Среди открытых в прошлом году на «Восточном полигоне» знаковых объектов — второй путь на перегоне Эльдиган — Тудур Байкало-Амурской магистрали, второй путь на перегоне Аносовская — Пурикан на линии Бамовская — Тында, связывающей Транссиб и БАМ, электрическая тяговая подстанция Шмаковка в Приморском крае. В Поволжье и на юге России в рамках проекта развития железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна в 2022 году введено в эксплуатацию более 9 км станционных путей по Приволжской и Северо-Кавказской железным дорогам.

В морской части КПМИ построены специализированный угольный перегрузочный комплекс общего пользования в районе мыса Открытый в Приморском крае, терминал навалочных грузов в морском порту Тамань, терминал в районе компрессорной станции «Портовая» в порту Высоцк Ленинградской области, перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае. В рамках развития воздушного сообщения сданы в эксплуатацию объекты аэродромной инфраструктуры аэропорта Толмачево в Новосибирске, взлетно-посадочные полосы в аэропорту Великого Устюга и аэропортовом комплексе в Оренбурге, новые терминалы аэропортов Нового Уренгоя и Владикавказа.

Первые по стране

По данным Росстата, больше всего в 2022 году было построено в Центральном федеральном округе, где общий объем выполненных строительных работ составил 3,68 трлн рублей, превысив на 12% в сопоставимых ценах результаты 2021 года. Лидерами по объемам строительства и в ЦФО, и вообще по стране стали Москва (плюс 13,4% к 2021 году до рекордных 1,69 трлн рублей) и Московская область (прирост на 27,9% до 775,8 млрд рублей)3. Столь впечатляющими результатами столица и область обязаны не только жилищному строительству, где им принадлежит безусловное первенство (в Подмосковье, уже много лет лидирующем по этому показателю, в минувшем году введено свыше 14 млн кв. м жилья, в Москве — около 6,8 млн кв. м), строительству социальных и коммерческих объектов, но и реализацией в Московском регионе крупных инфраструктурных проектов по строительству и реконструкции автомобильных и железных дорог, а также интенсивному расширению сети столичного метрополитена.

До 2,25 трлн рублей, на 11% к результатам прошлого года, нарастил объем выполненных работ по категории «Строительство» Приволжский федеральный округ. Позитивная динамика здесь связана с увеличением ввода жилья (первые позиции у Татарстана и Башкирии), а также с проектами в промышленности и сельском хозяйстве и развитием социальной и инженерной инфраструктуры в ряде регионов ПФО.

С ростом на 8,4% по объему выполненных строительных работ за год, до 1,41 трлн рублей, закончил 2022 год Сибирский федеральный округ. Тут сыграли роль жилищное строительство, масштабные работы в рамках модернизации «Восточного полигона» и инвестиционные проекты промышленных и добывающих компаний. На 7,9%, до 1,06 трлн рублей, рост у Дальневосточного федерального округа. Здесь заряд бодрости строительной отрасли придают как инфраструктурное строительство, так и меры государственной поддержки, стимулирующие инвестиционные проекты на его территориях, а в жилищном строительстве — дальневосточная ипотека со ставкой 2% годовых и программа «Дальневосточный гектар».

В двух федеральных округах — Северо-Кавказском и Южном — рост к результатам 2021 года невысокий — 4,4% и 0,5% соответственно. Общий объем выполненных строительных работ в СКФО — 529,3 млрд, в ЮФО — 944,5 млрд рублей.

А вот Северо-Западному и Уральскому федеральным округам не удалось превысить показатели позапрошлого года. В СЗФО, где общий объем строительства приблизился к 1,23 трлн рублей, падение к результатам 2021 года составило 10,5%. В УрФО — снижение к 2021 году на 7,6%. Однако по объемам строительных работ УрФО, где на строительство в 2022 году было направлено более 1,76 трлн рублей, в очередной раз занял третье место среди всех федеральных округов.

3 Сборник Росстата «Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в 2022 году».

Государство вкладывает

По мнению экспертов, выйти из турбулентного 2022 года со столь хорошими результатами стройкомплексу в значительной степени помогла поддержка государства — в первую очередь посредством усиленного финансирования строек, которые реализуются в рамках исполнения государственных программ и нацпроектов.

В 2022 году общий объем бюджетных ассигнований Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), по данным на 31 декабря 2022 года, составил 1,258 трлн рублей. К этому времени свыше 983 млрд рублей было выделено из федерального бюджета. Общий объем средств, который запланирован в трехлетней ФАИП на 2023–2025 годы с прогнозным периодом на 2026–2027 годы (утверждена в декабре 2022 года Правительственной комиссией по региональному развитию в РФ), — 2,686 трлн рублей. На текущий год (по данным на 1 июня 2023 года) в ФАИП заложено 1,145 трлн рублей бюджетных ассигнований для реализации 997 объектов. При этом, как ранее отмечали в Минстрое России, которое с мая прошлого года отвечает за подготовку и администрирование ФАИП, в ближайшие три года 80% средств программы будут направлены на завершение строительства уже начатых объектов. По отраслевому срезу в ФАИП 2023 года лидируют объекты здравоохранения (их 186), на втором месте — дорожное строительство (131 объект), за ним следуют административные здания (123 объекта), учреждения образования и культуры (79 и 56 объектов соответственно).

Проверенная временем антикризисная мера — вложения государства в инфраструктурные проекты (в первую очередь транспортные, но также и инженерные, энергетические, телекоммуникационные, связанные с социальной сферой, экологией и другие) — оправдывает себя и в текущей ситуации, являясь основным драйвером стимулирования строительного комплекса, а через него и других отраслей экономики. При этом локомотивом поддержки отрасли, как полагают эксперты, выступают средства федерального бюджета.

По оценке аналитической компании Sherpa Group (опубликована в исследовании «Инфраструктура в регионах: долговая нагрузка и бюджетные вложения в отрасль»4. В основе — данные единого портала бюджетной системы России, Минфина, Росстата), в 2022 году расходы федерального бюджета на инфраструктурные цели выросли более чем на 25% по сравнению с 2021-м — до 750–770 млрд рублей. Ассигнования субъектов Федерации на инфраструктуру в минувшем году фактически держались на уровне 2021 года, совокупный объем оценивается в 2 трлн рублей, что лишь на 1,3% больше, чем в 2021-м. Впрочем, в первом квартале 2023 года аналитики Sherpa Group зафиксировали увеличение инфраструктурных трат большинства российских регионов. На конец марта общий объем региональных ассигнований на инфраструктуру составил 325,9 млрд рублей (плюс 65,5% по сравнению с аналогичным показателем того же периода 2022 года). Столь стремительный рост в Sherpa Group объясняют, во-первых, низкой базой первых трех месяцев прошлого года (тогда инфраструктурные расходы субъектов Федерации резко сократились на фоне высоких экономических и геополитических рисков, последующее повышение шло в умеренном темпе) и отложенным спросом на запуск проектов. Во-вторых, запущенными государством антикризисными мерами — стимулирование активности в инфраструктуре за счет инфраструктурных кредитов регионам, предоставление возможности менять существенные условия концессий без согласования с антимонопольными органами, право пересматривать цены контрактов из-за удорожания стройматериалов, заключать в ряде отраслей соглашения без конкурсных процедур и других и, в-третьих, замедлением роста цен на строительные материалы.

Стоит добавить, что благотворное влияние на инфраструктурные стройки оказывают не только деньги, направленные напрямую из бюджетов РФ, но и средства связанных с государством структур, а также естественных монополий. Например, инвестиционная программа на 2023 год ОАО «РЖД», играющего одну из ведущих ролей в железнодорожном строительстве, имеет рекордный объем — 1,074 трлн рублей, и, как отмечали в компании, более 40% этих средств будет направлено на развитие инфраструктуры.

Бизнес подключается

Комплексность проблем, связанных с инфраструктурным строительством, ведет к тесному взаимодействию государства с частным капиталом. Результаты минувшего года для государственно-частного партнерства (ГЧП) в России оказались очень удачными. Объем инвестиций в проекты на основе ГЧП, которые прошли коммерческое закрытие до конца 2022 года (а таких контрактов было 336, большинство из них — концессионные соглашения), составил 765 млрд рублей, подсчитало на основе данных платформы «Росинфра» Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в своем мартовском исследовании «Боливар вынесет двоих: как рынок государственно-частного партнерства ответил на внешнее давление»5. Это максимальные значения за последние три года, а один показатель — общий объем инвестиций — даже выше аналогичного в наиболее успешном для ГЧП 2018 году (тогда было 722 млрд рублей).

Эксперты АКРА считают, что рост 2022 года связан с наращиванием государственных инвестиций в инфраструктуру. В то же время они обращают внимание на медленное увеличение частных средств в таких проектах. В 2022 году частные инвестиции выросли на 13% в сопоставлении с предыдущим годом — 486 млрд рублей против 429 млрд рублей в 2021-м (совокупный объем вложений тогда составил 523 млрд рублей), но это лишь 73% от рекордного показателя за 2018 год (666 млрд частных инвестиций).

Сведения об отраслевых особенностях ГЧП-проектов можно почерпнуть из обзора «Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2022 года» Национального центра ГЧП6 (дайджест вышел в конце года и, опираясь на данные платформы «Росинфра» на 23 декабря, одним из первых огласил высокие результаты рынка ГЧП 2022 года). Авторы отчета отмечают: наиболее многочисленными остаются ГЧП-проекты в коммунальной и энергетической инфраструктуре. В 2022 году к моменту публикации исследования коммерческое закрытие прошел 191 такой проект (61% от всех запущенных), в эту сферу было вложено 156,7 млрд рублей (22,4% от всех инвестиций). На втором месте — социальная инфраструктура (строительство объектов образования, здравоохранения, социальной защиты, спорта, туризма и других). Здесь коммерчески закрыто 98 проектов на общую сумму 244 млрд рублей. Транспортная сфера — на третьем месте. В ней на конец 2022 года количество закрытых проектов было невелико — 20 (6,4% от общего числа). Однако, будучи наиболее капиталоемкой, транспортная инфраструктура аккумулировала в минувшем году 42,5% общего объема инвестиций — 296,3 млрд рублей. Наибольшая инвестиционная активность в этом году наблюдалась в отрасли автодорог и искусственных сооружений, замечают аналитики Национального центра ГЧП. И, наконец, сфера IT-инфраструктуры. Здесь в 2022 году коммерческое закрытие прошли 6 проектов на 327,4 млн рублей. И это полностью частные средства.

Рост продолжается

Статистика работы стройкомплекса в первые месяцы 2023 года в целом хорошая.

По информации Росстата, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в первом квартале вырос в сопоставимых ценах относительно аналогичного периода прошлого года на 8,8% и составил 2,26 трлн рублей7.

Львиная доля — 97,0% — введенных в январе — марте зданий — жилого назначения (их более 120 тыс., общая площадь — 35,96 млн кв. м). Пока показатели в жилищном строительстве отстают от прошлогодних значений. По первому кварталу нынешнего года — снижение на 0,2% к соответствующему периоду 2021-го, апрельский результат этого года тоже «не долетел» до своего предшественника (на 14,3%). С плюсом к минувшему году жилищному строительству удалось выйти только в январе (рост на 16,1%) и мае (на 4,5%). Падение, правда, обусловлено в первую очередь снижением с февраля объемов ИЖС, на которое приходится более половины от ввода жилья в стране. В секторе МКД все пять месяцев текущего года наблюдается рост.

Среди построенных в первом квартале более чем 3,7 тыс. зданий нежилого назначения (общая их площадь — около 6,4 млн кв. м) традиционно лидируют коммерческие помещения (1,3 тыс. и 1,7 млн кв. м), промышленных и сельскохозяйственных объектов — 521 и 546 зданий. Их совокупная общая площадь превышает 2 млн кв. м.

Оперативные данные Росстата свидетельствуют о положительной динамике строительных темпов в более чем 60 российских регионах. По федеральным округам тройка лидеров не изменилась. Впереди по объемам выполненных строительных работ снова Центральный федеральный округ (объем в январе — апреле — 925,2 млрд рублей в действующих ценах). Тон в ЦФО по-прежнему задают Москва, где объем строительных работ к маю приблизился к 478 млрд рублей, и Московская область (184,7 млрд рублей). В первой тройке также Приволжский федеральный округ (объем за январь — апрель — 503,6 млрд рублей). Лидеры здесь те же — Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Уральский федеральный округ, выполнивший за первые четыре месяца года работы на 486,6 млрд рублей. При этом две трети этого объема, 328,6 млрд рублей, приходится на Тюменскую область вместе с входящими в ее состав ХМАО и ЯНАО.Б

7 Сборник Росстата «Социально-экономическое положение России. Январь — март 2023 года».