Георгий ГЕНС: информационные технологии — основное средство удвоения ВВП


Беседу вел Александр Полянский

У ЛАНИТа — одного из крупнейших российских многопрофильных IT-холдингов — в этом году двойной юбилей. 15 лет исполняется компании и 50 — ее основателю и бессменному руководителю Георгию Владимировичу Генсу.
На счету ЛАНИТа — сотни успешных внедрений автоматизированных систем в ведущих национальных компаниях и государственных структурах.
О подходах к использованию информационных технологий в государственном секторе и проблемах информатизации страны — наша беседа с президентом холдинга Георгием Генсом.

— Георгий Владимирович, какую роль сейчас играют информационные технологии в жизни нашего государства?
— В России, как и во всем мире, роль IT очень велика. Согласно американской статистике десятилетней давности, в США уже тогда постоянно использовали информационные технологии в своей повседневной работе 76 млн человек. Сегодня, по результатам последнего рейтинга, составленного на основе данных Международного телекоммуникационного союза, на тысячу американцев приходится 554,51 ПК (интересно, кстати, что США находятся только на втором месте, лидерство принадлежит Сан-Марино: 727,26 шт./1 тыс. чел.). В то же время в Америке эта цифра устоялась и растет незначительно — в основном за счет замены устаревшего оборудования. Россия в данном рейтинге находится на 78-м месте с количеством компьютеров 43,59 шт. Однако в качестве положительного момента я бы хотел отметить, что в нашей стране эта цифра постоянно и очень динамично растет.
Процесс информатизации России продолжается высокими темпами. Мы ежедневно становимся свидетелями, как IT все больше проникают во все сферы нашей жизни.
Так, на потребительском рынке почти повсеместно применяются компьютеры. Если, скажем, вы покупаете автомобиль, оформление сделки практически полностью осуществляется с помощью вычислительной техники — вы только выбираете машину вживую. Да и это благодаря e-commerce уходит в прошлое: Интернет дает возможность, не выходя из дома, подобрать автомобиль и оценить все его характеристики.
При этом информационные технологии позволяют тут же отправить детальный заказ на автозавод. Тем самым IT увязывают между собой процессы потребления и производства, решая важнейшую экономическую проблему — проблему соответствия предложения спросу.
Помимо производства и потребления IT широко используются в сфере обороны и обеспечения безопасности. Системы применения высокоточного оружия, в которых задействованы сложные вычислительные системы, становятся основой военной мощи всех стран. Большинство современных систем безопасности также построены на информационных технологиях.
Таким образом, IT стали основным фактором, влияющим на все виды деятельности в современном обществе, поскольку позволяют решать большинство задач из любой сферы быстрее и лучше, чем они решались раньше. И сегодня уровень использования информационных технологий определяет уровень развития общества и конкурентоспособность государства.
Да, страны, эксплуатирующие свои запасы сырья, сейчас чувствуют себя неплохо — экономический рост сырьевого типа демонстрирует и Россия. Но возможности, стабильность роста стран, опирающихся на высокие технологии, намного выше. Примером тому являются Соединенные Штаты Америки, очень осторожно использующие собственные сырьевые запасы и делающие упор на высокотехнологичный экспорт; Япония, у которой вообще нет сырья, что не мешает ей быть одной из великих держав.
Чтобы подняться до этого уровня, нам, как когда-то всеобщая грамотность, нужна всеобщая компьютерная грамотность, всеобщая компьютеризация.
В США тратятся значительные бюджетные средства на развитие информационных технологий. По данным Forrester Research, IT-затраты правительства будут больше, чем любой из отраслей американской экономики. Ожидается, что в ближайшее время государство израсходует на IT $128 млрд. Столь объемный госзаказ прежде всего является мощным мультипликатором для развития рынка — каждый вложенный правительством США доллар превращается в несколько долларов валового продукта. Этот опыт сейчас перенимают многие страны.

— А какую роль сегодня играют государственные закупки на нашем IT-рынке по сравнению с западным?
— Как и на Западе, весьма серьезную. Но за рубежом объемы закупок больше и они более ориентированы на содержательные задачи. Если у нас приобретают в основном собственно компьютеры, принтеры, сканеры, копиры, то там даются заказы на создание систем управления, включая, конечно, компьютеры, принтеры и пр.

— На Западе информационные технологии играют большую роль и в функционировании механизмов государственной власти, в работе правительства и ведомств. Наша страна здесь пока существенно отстает…
— Я бы не был так категоричен в оценке, у нас немало делается в этом направлении. Например, ГАС «Выборы» — вполне продвинутая система, она дает возможность эффективно обрабатывать результаты голосования и подводить итоги. В то же время во многих западных странах используются комплексные системы, которые не только обрабатывают данные, но и позволяют управлять процессами выборов, начиная с этапа подготовки первичной информации о кандидатах и заканчивая представлением результатов голосования электорату. В Калифорнии, например, используются инструменты, исключающие эффект преимущества кандидатов, чьи фамилии, согласно алфавиту, оказываются в начале длинного списка претендентов в бюллетене для голосования, — система составляет списки случайным образом. Кроме того, IT помогают исключить и иные психологические моменты, делающие волеизъявление необъективным.
В других направлениях информатизации государственного сектора Россия не может похвастаться передовыми позициями. Документооборот в госучреждениях по-прежнему в основном бумажный — электронный только начинает внедряться. Но многое меняется в лучшую сторону. Раньше интернет-сайтов у министерств не было и в помине, сегодня же мы видим целые порталы федеральных органов власти, насыщенные разнообразной информацией для граждан и организаций. Раньше никто и слышать не хотел об электронных закупках товаров и услуг для государственных нужд, сейчас примеры такого рода появляются.
Пока информационные технологии выполняют в госаппарате преимущественно функции лучшего информирования окружающих о деятельности соответствующих учреждений и облегчения ведения бумажного документооборота и традиционной бухгалтерии, то есть для обеспечения основной деятельности. Функции чрезвычайно важные, но гораздо важнее автоматизировать собственно основную деятельность организаций, снабдить их средствами электронного контроля и поддержки принятия решений. Принципиального поворота в сторону IT в наших органах власти еще не произошло.
Но предпосылки для такого поворота сейчас формируются. Никогда еще столько внимания руководство страны не уделяло теме информационных технологий. На эту тему стали говорить президент России, руководители Администрации президента, выстраиваются определенные организационные механизмы.

— Одно создание Министерства информационных технологий и связи дорогого стоит.
— Вот именно. Очень сильное министерство, с очень сильными руководителями, которые действительно готовы прилагать усилия, в том числе «пиар»-усилия, к развитию информационных технологий в федеральном госаппарате, региональных администрациях, муниципалитетах. Это министерство способно формировать госзаказ и участвовать в разработке концепции развития отрасли.
Причем — редкий случай в практике нашей государственной деятельности — абсолютно верно решили готовить концепцию при участии представителей самой отрасли. Такого никогда не было.
На IT-рынке существует Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). Материалы, разработанные ею, легли в основу Концепции развития рынка информационных технологий в РФ на 2005—2010 годы.
Программа же «Электронная Россия», начатая несколько лет назад, движется, расширяется. Эта инициатива обретает новые формы, развивается, а не так как у нас часто бывает: выдвинули какую-то идею, а через непродолжительное время о ней остаются только воспоминания. Механизм информатизации, заложенный программой, раскручивается — не в том темпе, в каком хотелось бы, но раскручивается. По крайней мере словосочетания «Электронная Россия» и «информационные технологии» знает уже каждый губернатор и мэр, а это если и не полдела, то существенная его часть.
На всех этажах государственного аппарата стали понимать, что IT — вещь полезная. Созданы рабочие группы, которые готовят решения, касающиеся информатизации. Как говорится, процесс пошел, и пошел достаточно активно.

— Если сравнить концепцию е-government за рубежом и в России, каковы отличия нашего понимания этого подхода?
— Я, может быть, не слишком глубоко изучал данный вопрос, но, на мой взгляд, в развитых странах суть e-government состоит в том, чтобы министры и другие чиновники министерств при помощи компьютерных систем принимали решения. У нас же все, как я уже сказал, ограничивается автоматизацией обеспечивающих функций. Ситуационных центров, аналитических систем, систем принятия решений в госучреждениях — наперечет. То есть сейчас в развитии информатизации важно не только количество, но и достижение нового качества.

— Насколько адекватна этому объему задач «Электронная Россия»?
— Неадекватна, и прежде всего потому, что размер отрасли информационных технологий не адекватен задачам, стоящим перед страной. Сегодня речь идет об удвоении ВВП. Фактическое, а не полученное в результате статистических манипуляций удвоение связано с повышением производительности труда, которое может обеспечиваться информационными технологиями. А значит, нужно опережающими темпами вкладывать средства в эту отрасль.

— Эффективно ли организованы в России закупки товаров и услуг в сфере IT? Всегда ли используются тендеры, правильно ли они организованы?
— Сейчас действует законодательство о госзакупках, согласно ему государственные организации обязаны проводить тендеры. Другой вопрос, насколько качественно составлены условия участия в них.
В нашей практике был случай, когда мы соревновались в одном тендере с фирмой, которая под названием системы электронного документооборота предлагала, по сути, систему внутренней электронной почты — условия конкурса позволили выставить на него такой продукт. Стоил он, естественно, в пять раз дешевле, чем наш, но рассматриваться в качестве системы электронного документооборота не мог, потому что система документооборота — это не только внутренняя электронная почта, но и архивы, поиск, стандартные процедуры составления и прохождения документов и т. д. Та фирма победила в тендере, однако через три года был закуплен наш продукт.
Другая проблема — с помощью тендера трудно определять разработчика системы, ведь процесс написания детального ТЗ уже составляет едва ли не 40% стоимости работ, этот документ часто занимает более 500 страниц текста. И фирма, которая несет такие затраты, конечно, вынуждена закладывать их в цену или перекладывать на других покупателей. Посчитайте теперь, к чему это приводит, если в тендере участвует пять-шесть компаний. К тому же выбор разработчика системы подразумевает долгосрочный выбор партнера: весьма проблематично на конкурсной основе закупать компоненты этой системы или на конкурсной основе ежегодно определять исполнителя следующего ее этапа.
Да и если проводится тендер на специализированную систему, то, как правило, участники предлагают абсолютно разные продукты. Выбор одного из них означает, по сути, выбор подхода к формированию системы управления организацией, предопределяет выбор других продуктов.
Так что тендерная практика должна применяться, мне кажется, в разумных пределах: ее необходимо ограничить стандартными продуктами, инвариантными системе, или простыми услугами.

— Но ведь организации могут проводить тендер для выбора создателя системы управления на несколько лет вперед?
— Теоретически — да, практически — в очень редких случаях. Дело в том, что у нас в стране крайне дефицитно финансирование на несколько лет вперед. Бюджет же составляется каждый год, и нет никаких гарантий, что в следующем году финансирование не срежут. И получается, что бюджет определяется к январю, деньги поступают весной, а тендер проводится ближе к осени. На реализацию остается месяца четыре. За это время можно выполнять только короткие работы или действовать на свой страх и риск в надежде на победу в тендере следующего года. Финансовая проблема сейчас — ключевая в госзакупках.
Именно поэтому у нас так популярны кредиты Мирового банка. Для страны это крайне невыгодно: имея огромный стабилизационный фонд федерального бюджета, гигантские золотовалютные резервы, мы зачем-то берем кредиты, по которым нужно платить проценты, а через несколько лет отдавать основную сумму. Но тем не менее многие организации для закупки комплексных информационных систем вынуждены пользоваться такими кредитами.

— А как часто в тендерах вам приходилось сталкиваться с проявлениями недобросовестности?
— В последнее время реже. Они могут заключаться в некорректной формулировке условий. Иногда она напоминает известное выражение Форда: можете покупать автомобили любого цвета, если они черные. Но в тендерах, как правило, участвуют солидные компании с большим опытом и высокой квалификацией, и подобных манипуляций они не допускают. В сравнении же цифрового предложения от различных потенциальных подрядчиков очень трудно быть недобросовестным.

— Должен существовать какой-то государственный банк, который будет выполнять функции финансирования?
— Не обязательно банк. Сейчас правительство большое внимание уделяет федеральным целевым программам, именно они имеют реальный шанс стать способом решения этой проблемы. Вполне могла бы существовать ФЦП информатизации государственного аппарата.

— Какую роль поставки для госсектора играют для ЛАНИТа?
— Сейчас в компании существует специальный департамент, который занимается этим направлением. Сегодня бизнес в сфере поставок и услуг госорганизациям в узком смысле этого слова составляет 10% от всего нашего бизнеса. А если рассматривать в качестве части государственной системы государственные компании — естественные монополии, то значительно больше.

— Какие продукты ЛАНИТ поставляет для госсектора?
— Весь спектр наших продуктов и услуг. С одними структурами занимаемся комплексными проектами, с другими — теми или иными подсистемами или отдельными задачами: документооборотом, архивными системами, обучением сотрудников. А также осуществляем системную и сетевую интеграцию, строим инженерные системы.
Важнейший наш клиент — Федеральная служба государственной статистики: мы выиграли тендер на создание за счет финансирования Мирового банка региональной системы статистической информации, со всеми коммуникационными каналами и системами обработки информации. Еще один очень важный для компании «ЛАНИТ» заказчик — Министерство финансов РФ: наша компания выиграла государственный конкурс на проведение обследования состояния систем инженерного обеспечения и подготовку проектно-сметной документации по модернизации этих систем для более чем 1,4 тыс. объектов федерального казначейства. Интересная деталь — общий вес проектной документации должен составить несколько тонн. К сожалению, бумажная документация требуется по контракту, хотя все это есть в электронном виде и работать с электронными копиями гораздо удобнее.
Из не совсем государственных заказчиков, но очень близких к ним структур следует назвать Пенсионный фонд, для которого мы выполняем задачи, связанные с обеспечением информационной безопасности.
Крупнейший наш заказчик — Центральный банк Российской Федерации. Более 12 лет мы выполняем работы в его интересах — и в центральном аппарате, и в территориальных учреждениях. Спектр работ и предоставляемых услуг охватывает практически все виды деятельности, на которых специализируются компании холдинга.
Работаем также с РАО «Газпром». Один из интереснейших наших клиентов — РАО «ЕЭС». В этой компании мы внедрили систему электронного документооборота, видимо, будем создавать систему поддержки принятия решений.

— В нынешнем году ЛАНИТу исполняется 15 лет, а вам — 50. Как вы оцениваете достижения компании и ваши лично в этот двойной юбилей? Какие задачи стоят сегодня перед холдингом?
— Когда-то мы определили для себя область деятельности — информационные технологии, считая, что это нечто очень важное, то, что помогает людям жить и повышать эффективность бизнеса. Причем сразу стали заниматься комплексом проблем информатизации, а не какими-то отдельными ее направлениями. Такое кредо оказалось абсолютно верным, оно обеспечило успех компании в последующие 15 лет.
Мы всегда исповедовали принцип, что нашим основным капиталом являются люди, которые могут реализовать наработанную базу знаний. Именно они — основа успеха компании, залог ее устойчивого развития. И это позволило нам сделать ЛАНИТ таким, какой он есть сейчас, — стабильно развивающейся структурой.
Мы заинтересованы в устойчивом, достаточно агрессивном росте и задумываемся о приобретении других компаний — такие покупки, как вы знаете, уже происходят. ЛАНИТ, уверен, будет занимать все более и более заметное место на отечественном рынке. Кроме того, холдинг ставит перед собой задачу активной работы в странах СНГ, где у нас есть все возможности для завоевания рынков. Идем мы и на рынки западных стран — как минимум, чтобы понимать, насколько конкурентоспособны по сравнению с иностранными компаниями.
Компания очевидно состоялась. Очевидно также, что она сможет функционировать и без меня: это самоорганизующаяся система. Говорят, в жизни надо посадить дерево, родить сына и построить дом. Деревьев я посадил множество, сын у меня есть, а мой дом — компания. Дом, который постоянно разрастается, — уже, по сути, несколько домов. Надеюсь, через некоторое время будет целый город.