Индекс готовности регионов России к электронному правительству
Сергей Шапошник, директор программ по мониторингу развития информационного общества, Институт развития информационного общества
Под «электронным правительством» (или «электронным правлением», «электронным государством») понимается использование в практике органов власти современных ИКТ, нацеленное на обеспечение доступа граждан к достоверной официальной информации, на создание новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества, а также на повышение эффективности и прозрачности государственного управления. Сегодня все больше растет понимание того, что «электронное правительство» это не просто использование ИКТ в осуществлении функций органов власти, что речь идет о существенной реорганизации работы органов власти на базе ИКТ, приводящее к новому качеству государственного управления и развитию новых форм демократии.
Следует также сказать, что реализация концепции «электронного правительства» не только повышает качество государственного управления и снижает затраты населения и предприятий на осуществление взаимодействий с органами власти, но и является важным стимулом широкомасштабного использования ИКТ в различных сферах деятельности.
Значимость этого направления использования ИКТ для развития современного общества, совершенствования демократических институтов определяет пристальное внимание к этой сфере правительств, международных организаций, исследовательских и аналитических центров. Последние годы активно проводятся исследования и разработки в этой области, создаются методы и инструменты для оценки реализации концепции «электронного правительства» на уровне национальных государств и регионов.
В данной статье представлен Индекс готовности регионов России к «электронному правительству», разработанный Дирекцией по мониторингу развития информационного общества Института развития информационного общества (ИРИО)1. Цель разработки индекса — создать информационно-аналитический инструмент для выработки, проведения и корректировки политики развития «электронного правительства» на федеральном и региональном уровнях. Индекс позволяет оценить уровень подготовленности региона к реализации услуг органов власти на основе ИКТ, проанализировать препятствия и зоны отставания на пути реализации концепции электронного правительства.
Методология
Методология Индекса готовности регионов России к «электронному правительству» является развитием и расширением методологии международного Индекса готовности стран к «электронному правительству», публикуемого ежегодно в авторитетных докладах ООН.
Структура индекса
Логика оценки готовности регионов к «электронному правительству» достаточно очевидна. Если говорить о предпосылках предложения и массового использования услуг электронного правительства, то их можно выделить несколько. Прежде всего, органы власти и потребители услуг «электронного правительства» — население и предприятиярегиона — должны иметь доступ к ИКТ, для чего регион должен иметь развитую ИКТ инфраструктуру. Далее, органы власти и местного самоуправления должны использовать ИКТ для предоставления информации и услуг населению и бизнесу. Как правило, в настоящее время основным каналом для этого является развитое веб-представительство в Интернете. Как показывают статистические исследования, использование инфраструктуры и услуг в значительной степени определяется состоянием человеческого капитала — уровнем образования населения, наличием ИКТ-специалистов и т.д., так как именно уровень человеческого капитала создает субъективные условия для использования ИКТ. Наконец, определенные предпосылки для реализации услуг «электронного правительства» создает развитие в регионе электронной коммерции — использования ИКТ бизнесом для взаимодействия с поставщиками и потребителями.
В соответствии со сказанным, оценка готовности к реализации услуг «электронного правительства» в регионах России складывается из оценки пяти параметров (подиндексов)2:
- Доступ органов власти к ИКТ. Оценивается по показателям наличия ПК, локальных сетей и доступа к интернету органов государственной власти и местного самоуправления.
- Индекс веб-присутствия органов власти региона. Веб-присутствие ОВ в регионе оценивается с точки зрения полноты присутствия региональных и муниципальных ОВ в Вебе (доля органов власти и местного самоуправления, имеющих сайт в интернете) и с точки зрения функциональной и информационной насыщенности интернет-представительств региональных органов власти, оцениваемой по методологии ООН.
- ИКТ инфраструктура региона. Помимо показателей развития стационарной и мобильной телефонной связи, наличия ПК, для оценки этого подиндекса используются показатели доступ к интернету населения и предприятий.
- Развитие электронной коммерции в регионе. Оценивается по показателям использования интернета предприятиями и организациями региона для предоставления и получения информации о товарах и услугах, а также для размещения и получения заказов и проведения расчетов.
- Человеческий капитал оценивается по уровню образования населения, масштабам подготовки ИКТ специалистов, развитости научного потенциала региона и мотивации использования ИКТ у населения.
Оценка официальных Интернет-представительств региональных органов власти проводилась в марте 2005 г. Для обследования использовались методология и анкета, разработанные ООН для индекса готовности стран к «электронному правительству»3. Оценка складывается из оценок сайта правительства (администрации) региона и оценок сайтов пяти министерств (департаментов) — образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и финансов. В подходе ООН оценивается не качество сайта, а его функциональность с точки зрения реализации концепции электронного правительства. Параметры, по которым оценивается сайт, сгруппированы в четыре группы, соответствующие стадиям развития интернет-присутствия:
1. Начальное присутствие. Начальное присутствие характеризуется наличием сайта и базовой информации на нем, ссылок на другие органы власти, подразделения самого правительства и неправительственные организации.
2. Продвинутое присутствие. Это стадия развитого информационного присутствия органа власти в интернете, измеряемого показателями наличия на сайте архивов документов (законов, постановлений и т.п.), текущей информации, баз данных (статистической и другой информации), новостного раздела, раздела, посвященного «электронному правительству», раздела часто задаваемых вопросов, наличия сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предполагающего потоки информации от государства к населению.
3. Интерактивное присутствие. Эта стадия характеризуется возможностями скачивать и заполнять формы для различных услуг, числом этих форм, наличием контактной информации и возможностями связаться с представителями правительственного органа, использованием аудио и видео файлов для информирования общественности.
4. Транзакционное присутствие. Это стадия двухстороннего взаимодействия органов власти с населением и бизнесом, предполагающая использование интернета для осуществления всей транзакции — оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем и т.п.
5. Сетевое присутствие. Характеризуется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений — веб-форм для комментариев, инструментов онлайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам политики и действий органа власти, онлайновых опросов, возможностей получить ответ на запросы по электронной почте или через веб-формы (с указанием срока ответа) и подписаться на получение информации по электронной почте.
Методика подсчета индекса
Для подсчета индексов все использованные показатели нормализовались (переводились в оценку по семибальной шкале). В случае отсутствия значения показателя для отдельного региона его значения определялось с использованием статистических методов (на основе корреляционного анализ и др.). Значения подиндексов подсчитывались как средневзвешенное оценок показателей, характеризующих соответствующую предметную область, — каждый показатель входит с определенным весовым коэффициентом. Общий Индекс готовности регионов к «электронному правительству» получается как среднее арифметическое от оценок индексов-компонентов.
Информационная база
Для получения значений показателей, использованных в построении индекса, использовались следующие источники информации:
- государственная и ведомственная статистика;
- результаты представительного опроса населения в регионах (предоставлены ФОМ, проект «Георейтинг»);
- обследование сайтов органов власти регионов по методологии ООН, проведенное ИРИО в марте 2005 г.
Результаты
Значения индекса готовности к «электронному правительству» и его основных компонентов для регионов России представлены ниже в таблице 4. Список регионов ранжирован по значению индекса готовности. Индекс готовности и подиндексы, напомним, рассчитывались на основе значений показателей, нормализованных в диапазоне от 1 до 7.
Первые места в рейтинге готовности регионов к «электронному правительству» занимают Москва и Санкт-Петербург благодаря высоким показателям развития ИКТ инфраструктуры, человеческого капитала и электронной коммерции, по которым они лидируют. Что касается собственно использования ИКТ в органах власти, то здесь они уступают лидерство. В таблице 1 приведены оценки, которые получили официальные Интернет-представительства регионов России по результатам обследования в марте 2005 г. — Москва занимала 6, а Санкт-Петербург 11 место в России по этому параметру, первые два места занимали Чувашия и Карелия.
Таблица 1. Оценки интернет-представительств органов власти регионов России по методологии ООН (март 2005 г.).
Место в рейтинге |
Регион |
Оценка сайта |
Оценка сайтов министерств |
ИТОГ |
|
Чувашская Республика |
29 |
94 |
123 |
|
Республика Карелия |
34 |
85 |
119 |
|
Вологодская область |
31 |
86 |
117 |
|
Саратовская область |
28 |
84 |
112 |
|
Республика Бурятия |
26 |
86 |
112 |
|
Москва |
32 |
79 |
111 |
|
Самарская область |
27 |
79 |
106 |
|
Тамбовская область |
31 |
74 |
105 |
|
Смоленская область |
27 |
76 |
103 |
|
Ярославская область |
24 |
78 |
102 |
|
Санкт-Петербург |
29 |
70 |
99 |
Третье и четвертое места в рейтинге готовности регионов к «электронному правительству» занимают Томская область (благодаря высоким показателям использования ИКТ в органах власти и развития человеческого капитала и достаточно высокому уровню развития ИКТ-инфраструктуры) и Республика Карелия, имеющая высокие показатели доступа к ИКТ органов власти и их веб-присутствия — по последнему подиндексу она на первом месте среди регионов России. Необходимо отметить и относительно высокое место Чувашии, которая благодаря целенаправленной политике в области использования ИКТ в органах власти повысила уровень своей готовности и занимает более высокое место по сравнению с регионами, имеющими аналогичный уровень экономического развития и, соответственно, уровень развития ИКТ инфраструктуры.
Международные сопоставления
При построении индекса готовности регионов России к электронному правительству для оценки интернет-представительств органов власти использовалась методология и анкета ООН, для регионов России также собирались все показатели, использованные в индексе готовности ООН. Это позволило дополнительно рассчитать индексы и сопоставить уровень готовности регионов России и стран мира к «электронному правительству», оцененный по методологии ООН.
Следует сказать, что регионы России демонстрируют существенный разброс в уровне готовности к «электронному правительству». Если индексы регионов-лидеров соответствуют показателям европейских стран, то регионы аутсайдеры по уровню готовности находятся в группе небольших стран Африки и Латинской Америки. Так, значение индекса готовности Москвы соответствует 28 месту в рейтинге готовности стран к «электронному правительству» ООН 2004 г. (между Словенией и Чешской Республикой), а Ингушетии — 122 месту (после Лесото, Алжира, Туниса и Никарагуа). Таким образом, разрыв между регионами России соответствуют разрыву по готовности к «электронному правительству» между странами, занимающими места в рейтинге ООН различающиеся почти на 100 позиций — половина списка стран в рейтинге.
Характерны соответствия по компонентам индекса готовности стран к «электронному правительству», — регионы России занимают более высокие места по показателям ИКТ инфраструктуры и человеческого капитала и более низкие — по индексу веб-присутствия. Для Москвы эти соответствия представлены в таблице 2.
Таблица 2. Места, которым соответствуют значения индекса готовности к «электронному правительству» Москвы и его компонентам в рейтинге готовности стран к «электронному правительству» ООН.
Название индекса |
Место в рейтинге стран ООН, которому соответствует значения индексов Москвы |
Индекс готовности к «электронному правительству» |
28 |
Индекс человеческого капитала |
1 |
Индекс телекоммуникаций |
22 |
Индекс веб-присутствия |
53 |
Более детально отставание России в области использования интернета для информирования и взаимодействия с обществом характеризует рассмотрение оценок интернет-представительств региональных органов власти по компонентам методологии ООН (стадиям реализации электронного правительства). Для примера в таблице 3 приведены баллы Москвы по компонентам оценки веб-присутсвия в сравнении с максимально возможными по методологии ООН. Очевидно, что отставание идет по показателям интерактивного, сетевого и, особенно, транзакционного присутствия, информационное присутствие российских органов власти развито относительно лучше.
Таблица 3. Оценки интернет-представительства органов власти Москвы по основным компонентам методологии ООН.
|
Максимальное количество баллов |
Баллы Москвы |
% от максимально возможного |
Начальное присутствие |
8 |
8 |
100,0% |
Развитое присутствие |
87 |
63 |
72,4% |
Интерактивное присутствие |
68 |
24 |
35,3% |
Транзакционное присутствие |
41 |
0 |
0% |
Сетевое присутствие |
54 |
16 |
29,6% |
Таблица 4. Рейтинг готовности регионов России к «электронному правительству» (ИРИО)
1 Большую работу по сбору и обработке данных для индекса провели сотрудники Дирекции Г.Н. Пазин и И.П. Цапенко. Обсуждение идеологии индекса с сотрудниками ИРИО Ю.Е. Хохловым и А.Е. Евтюшкиным помогло формированию набора показателей и параметров оценки регионов.
2 В индексе готовности стран к «электронному правительству» ООН используется только три подиндекса — индекс веб-присутствия, индекс телекоммуникаций и индекс человеческого капитала (образовательный индекс Программы развития ООН) и значительно меньше показателей — в соответствии с возможностью получить их значения по всем странам из международных источников.
3 Мы признательны Jerzy Szeremeta и Seema Hafeez, сотрудникам подразделения ООН, которое готовит доклады о готовности стран к «электронному правительству» (Division for Public Administration and Development Management), за любезно предоставленные нам анкету, разъяснения и комментарии по методологии ООН.