Импортозамещение ПО и роль в нем свободного программного обеспечения


29Рубрика | Аналитика

Текст | Алексей НОВОДВОРСКИЙ, «Альт Линукс»

Какую роль играет импортозамещение ПО при государственных закупках как средство развития отрасли в условиях необходимости обеспечения технологической независимости?

Положение дел

До сих пор приоритет отдавался поддержке экспорта разработанного в России ПО, и здесь достигнуты впечатляющие результаты. Однако объем экспорта готовых продуктов оценивается в 30% от общего экспорта ПО, причем права на эти продукты зачастую принадлежат зарубежным юридическим лицам. 1

Поддержка отечественных производителей готовых программных продуктов в гоcзакупках России практически отсутствует, в отличие от многих других стран. 2

Риски реализации программы импортозамещения:

   1. Главным риском является изоляция от мировых процессов разработки программного обеспечения и, как следствие, рост технологического отставания.

   2. Рост использования нелегальных копий зарубежного ПО, который ведет к отсутствию технической поддержки производителя и деградации правовой основы отрасли.

Определение отечественного ПО и его реестр

Это определение, закрепленное в нормативно-правовых актах, является основой программы имопортозамещения. Основанное на принадлежности исключительных прав российским юридическим и физическим лицам, оно должно быть легко проверяемым и компактным. Обсуждение определения, согласованного ИТ-ассоциациями, можно найти на http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/07/15/579606. Обсуждаемое сейчас включение в него ПО от производителей стран Таможенного союза важно, но до создания единого реестра физических лиц ТС приведет к проблемам при реализации программы импортозамещения.

Определение сейчас активно обсуждается в Минкомсвязи, Минпромторге, Совете Федерации, Государственной думе и Администрации президента, потому приведенный ниже вариант не является окончательным:

«Программное обеспечение должно признаваться отечественным при соблюдении следующих условий:

  1. Исключительное право на программное обеспечение (на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права) принадлежит:

а. российскому юридическому лицу, в котором не менее чем 51 (пятьдесят один) процент долей в уставном капитале или акций, производных инструментов и других инструментов корпоративного контроля принадлежит прямо или косвенно (через российское или иностранное юридическое лицо, траст или через несколько юридических лиц, трастов, через их аналоги), как конечным бенефициарным владельцам:
российским гражданам или российскому гражданину,
Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации,
российскому муниципальному образованию,
российской публично-правовой компании (государственной корпорации, государственной компании и так далее),
российскому государственному или муниципальному унитарному предприятию и учреждению; и/или

б. российскому юридическому лицу, которое является российским государственным или муниципальным унитарным предприятием и учреждением, российской публично-правовой компанией (государственной корпорацией, государственной компанией и так далее); и/или

в. Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, российскому муниципальному образованию; и/или

г. физическому лицу — гражданину и налоговому резиденту Российской Фе­де­ра­ции; и/или

д. физическому лицу — гражданину и налоговому резиденту Российской Фе­де­ра­ции и индивидуальному предпринимателю.»

Приведенное определение является довольно жестким, оно в настоящий момент исключает ряд известных производителей, которые имеют большую долю иностранного капитала.

ИТ-ассоциации также вновь поднимают вопрос о создании реестра отечественного программного обеспечения, формирование и ведение которого предлагают осуществлять Минкомсвязи России. Реестр будет инструментом выбора ИТ-решения государственными и коммерческими заказчиками. Он также позволит проанализировать, какие отечественные решения существуют в настоящее время. (http://www.arppsoft.ru/news/4/5545/)

Отметим некоторые важные положения предложения по реестру, в частности о включении в реестр:

«2. Включение программного обеспечения в Реестр является добровольным, не носит характера правоустанавливающей регистрации исключительного права, осуществляется в следующем порядке:

а. Юридическое лицо правообладатель направляет Минкомсвязи России декларацию о соответствии своего программного обеспечения критериям отечественного программного обеспечения;

б. Минкомсвязи России публикует полученную декларацию на Интернет-сайте Реестра;

в. В случае непоступления в течение 1 месяца аргументированных возражений от любого третьего лица Минкомсвязи Рос­сии включает заявленное программное обеспечение в Реестр и приступает к проверке достоверности и полноты данных, представленных производителем ПО;

д. Для указанной выше цели проверки достоверности или полноты информации о соответствии программного обеспечения критериям отечественного программного обеспечения исключительное право на такое программное обеспечение должно быть подтверждено российским юридическим лицом (правообладателем) документально, а именно:

i. Выдержками из системы управления версиями программного обеспечения по коллективу авторов (при наличии);

ii. Актами сдачи-приемки исходных кодов между работниками и юридическими лицами (при наличии);
<…>

v. Во всех экземплярах программного обеспечения содержатся указания на принадлежность авторского права на программное обеспечение российскому юридическому лицу правообладателю;
<…>

vii. По свободному или открытому программному обеспечению, которое было использовано в регистрируемом программном обеспечении, должны быть предоставлены условия лицензий, по которым происходит их использование».

 

Преференции отечественным производителям ПО при госзакупках

Как было сказано выше, преференции отечественным производителям ПО являются обычной практикой в развитых странах и должны быть изучены. Равенство условий для импортных продуктов возможно только на условиях взаимности.

В госзакупках, не затрагивающих непосредственно вопросы национальной безопасности, следует избегать запретительных мер для иностранных продуктов.

 

Свободное программное обеспечение в импортозамещении

Использование свободного программного обеспечения (ГОСТ Р 54593-2011) позволяет в значительной степени избежать обозначенных выше рисков импортозамещения. Современное свободное ПО позволяет работать в русле передовых технологий и избежать многих проблем с легальностью распространения и использования. Вместе с тем, сведение импортозамещения к преимущественному использованию СПО и создание особых преференций для его производителей было бы ошибкой. Конвергенция двух ранее несмешивающихся направлений стала очевидной:

1. В последние годы СПО перестало быть альтернативным направлением разработки. Сейчас практически нет сколько-нибудь крупных проектов, которые бы использовали только СПО или только проприетарное ПО 3, — это позволяет снизить стоимость разработки. Неправильно говорить про отдельную «индустрию СПО».

2. Распространение некопилефтных (то есть не обязывающих открывать код производных продуктов) лицензий, особенно Apache v.2, позволяет создавать проприетарные продукты на основе свободных, избегая при этом проблем с патентным правом. Обычно при этом производителю выгодно часть кода отдавать обратно в свободный проект для влияния на его развитие.

Использование СПО может способствовать решению проблем технологической независимости, но само по себе не решает их, а иногда и порождает новые риски:

1. Простота и дешевизна копирования и ребрендинга продуктов СПО ведет к появлению многочисленных клонов, которые зачастую не обеспечиваются процессами развития разработки и поддержки. Новые версии продуктов-клонов не разрабатываются отечественными разработчиками, а копируются. В этих условиях не приходится говорить о технологической независимости вообще. Продукты-клоны весьма дешевы, а потому вытесняют с рынка отечественные разработки со своими технологиями и значительной долей оригинального кода, свободные или проприетарные.

2. Успешность разработок СПО прямо зависит от интеграции в мировое сообщество разработчиков СПО. К сожалению, число активных российских участников международных СПО-проектов в последние годы по крайней мере не растет, что не дает возможности говорить об их существенном влиянии на направление развития таких проектов.

Решение двух вышеперечисленных проблем необходимо предусмотреть в программе импортозамещения. В частности, можно предусмотреть льготы и поощрения для юридических лиц, которые вносят подтвержденный большой вклад в международные проекты разработки СПО и/или поощряют к этому своих сотрудников. В наиболее важных международных проектах желательно обеспечить значительное участие отечественных разработчиков для их влияния на стратегию развития этих проектов.

 

Быстрое начало

Успех любого значительного начинания, затрагивающего большую отрасль, пользователями продуктов которой являются практически все граждане страны, зависят во многом от достаточно быстрых и видимых результатов. Планирование лишь на 3–7 лет вперед вызывает серьезные сомнения в успешности всего начинания.

1. В России имеется значительный задел реально используемых продуктов отечественных фирм, позволяющий начинать с их продвижения и использования почти во многих сферах применения. Отметим проекты:

– «Диасофт» в банковской сфере: http://banks.cnews.ru/top/2014/08/20/100procentno_rossiyskaya_programmnaya_platforma_nacelilas_na_banki_583303

– масштабные внедрения в медицинских учреждениях России: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/10/10/545843

– перевод Системы межведомственного электронного взаимодействия на стек Apache: http://corp.cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/08/21/583565

Это далеко не полный список.

2. Оперативное создание нормативно-правовой базы для преференций отечественным программным продуктам в госзакупках, позволит его производителям получить быструю отдачу от продаж, рефинансировать разработку и создать хороший фон для инвесторов.

 

Заключение

Несмотря на международную политическую ситуацию, значительно ускорившую обсуждение рассматриваемого вопроса, нельзя рассматривать импортозамещение лишь как «защиту и ответ» на имеющиеся и возможные санкции — это, скорее, способ превратить угрозы в возможности, повышающие значение развития отечественной индустрии за счет поддержки производителей и повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Использование при импортозамещении свободного программного обеспечения не является панацеей, но позволяет обеспечить существенное расширение числа отечественных программных продуктов и областей их применения, а также сохранить и расширить влияние на международную разработку передовых технологий, избежать возможных изоляционистских тенденций.

При условии скорейшего принятия основы нормативно-правовой базы импортозамещения программного обеспечения, в том числе определения отечественного ПО, преференций при госзакупках, создания реестра отечественного ПО, возможно и необходимо быстрое начало процесса импортозамещения за счет имеющихся отечественных продуктов под различными лицензиями, а наряду с этим среднесрочное и долгосрочное планирование. Б

 


1  http://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Экспорт_ПО_из_России

2  http://kapital-rus.ru/articles/article/180344#glava2   http://en.wikipedia.org/wiki/Buy_American_Act

3 Программное обеспечение, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей и не отвечающее критериям свободного ПО.