Корпоративные решения: импортозамещение, ключевые запросы, сложности
Текст | Олег Чебулаев, генеральный директор ИТ-компании Mad Brains
Те компании, что вышли на путь цифровизации, сейчас испытывают проблемы, так как постепенно начинают уходить крупные иностранные игроки ПО, и не всегда есть возможность их заменить российскими решениями. Это касается не только масштабирования компании, но и оптимизации внутренних бизнес-процессов.
Как текущая ситуация сказывается на рынке корпоративных решений, как мобильные приложения помогают бизнесу сокращать бюджеты, формировать конкурентные преимущества и эффективно преодолевать кризисы на рынке?
Растет то, что быстро окупается
В ситуации неопределенности бизнес ищет новые способы сократить временные и денежные затраты и фокусируется на тех проектах, которые повышают эффективность бизнес-процессов. К таким проектам относятся внедрения корпоративных веб и мобильных решений, цель которых — снижение издержек за счет автоматизации внутренних и внешних бизнес-процессов.
Среди наиболее значимых задач, которые мы, ИТ-компания Mad Brains, наблюдаем на рынке в отношении корпоративных решений:
- Сокращение эксплуатационных расходов и времени простоя.
- Повышение синергии отдельных команд и менеджеров.
- Управление и оптимизация внутренних процессов.
- Обеспечение высокого уровня клиентской поддержки.
- Ускорение обработки заказов по всей цепочке поставок.
- Повышение лояльности клиентов и укрепление партнерских отношений.
Например, один из крупных московских застройщиков внедрил мобильное приложение, упрощающее сдачу-приемку квартир: пройтись по чек-листу и создать задачи бригаде по устранению обнаруженных дефектов можно с помощью смартфона. Помимо удобства и скорости, такой подход позволяет компании надежно хранить и анализировать данные.
Другой пример: фармацевтическая сеть АСНА снизила затраты на обучение сотрудников (а это — миллионы рублей) за счет внедрения образовательной платформы на базе мобильного приложения. Теперь более 20 тыс. фармацевтов повышают свою квалификацию, получают необходимые знания и навыки, используя смартфон. Для вовлеченности сотрудников в образовательный процесс разработана система вознаграждений.
Еще один пример того, как корпоративные решения помогают оптимизировать внутренние процессы, — мобильное приложение для сотрудников одного из крупнейших металлургических заводов страны. Работники могут получить доступ к расчетным листкам, графику отпусков, согласовать больничные и оперативно получать информацию от компании.
Тенденции развития корпоративных решений в 2022 году
- Гиперавтоматизация — объединение команд и процессов, интеграция инструментов и технологий: роботизированная автоматизация процессов (RPA), искусственный интеллект, машинное обучение, анализ процессов, аналитика и другие передовые инструменты для автоматизации как можно большего количества бизнес-процессов и ИТ-процессов.
- Использование технологии машинного обучения. Значительно улучшает функциональность корпоративного ПО, поскольку оно быстро и независимо анализирует большие наборы данных. С помощью таких аналитических систем менеджеры могут принимать решения, помогать сотрудникам экономить время и повышать производительность, а также максимизировать эффективность бизнеса. К яркому примеру использования нейросетей в промышленности можно отнести системы по управлению качеством на производственных линиях, они находят брак с точностью до 99,5%.
- Корпоративная мобильность — цифровизация рабочих мест и обеспечение возможности выполнять рутинные операции “в полях” с помощью смартфона или ноутбука. Например, на одном из российских атомных предприятий с помощью нашего мобильного приложения с RFID-сканером сотрудники в реальном времени фиксируют техническое состояние различных систем. Инспектор работает по предварительно созданному чек-листу, найденные несоответствия отражаются на мобильном устройстве. Это позволяет сократить ресурсы на проведение регламентных работ, автоматизировать их и обеспечить стабильную работу. Такое решение может использоваться в любой технологической сфере: энергетике, машиностроении, строительстве, транспортной и складской логистике, сельском хозяйстве и других.
- Разработка полнофункциональных мобильных приложений и порталов для небольшого круга конечных пользователей. От этого выигрывают и пользователи, и компания за счет повышения привлекательности. Например, Burger King разработал мобильное приложение — социальную сеть и базу знаний компании, где сотрудник в открытом формате может задать вопрос любому из топ-менеджеров компании или попросить совета у коллег.
- Бизнес-чаты для организации омниканальной коммуникации с клиентами. Особенно это актуально среди сервисных компаний, компаний, занимающихся страхованием, банковской деятельностью и сотовых операторов. Разработчики, в том числе и мы, предлагают готовые продукты, решающие задачи поддержки, продаж и маркетинга, с возможностью запуска продукта на серверах заказчика и поддержки интеграции с внутренними системами компании. Такое решение сокращает расходы на создание цифрового продукта для ecommerce в 3,5 раза.
Если резюмировать, то в текущих реалиях существует спрос на мобильные корпоративные приложения, которые упрощают работу сотрудников, автоматизируют и ускоряют коммуникации внутри компании, снижают затраты на операционные процессы.
При этом больным вопросом остается поиск инструментов корпоративной коммуникации, взамен ушедшим иностранным. Многие компании, да и, в частности, мы, использовали такие продукты как Slack, Mattermost, Jira для организации оперативного общения сотрудников. Полноценных аналогов им в России нет, поэтому компаниям приходится либо идти на компромиссы и ограничения, либо разрабатывать подобные системы для себя.
Импортозамещение: не все так гладко
Несмотря на то, что есть поддержка от государства, не все ушедшие решения легко заместить. Сейчас мы наблюдаем, что на каждые четыре ушедших продукта существует только одна замена.
Если в начале года набирал рост тренд на разработку решений на базе SaaS, то с уходом крупных и значимых зарубежных ИТ-игроков, российский бизнес обратил внимание на opensource-решения. Их можно развернуть на базе собственной инфраструктуры, чтобы защититься от внезапного ухода или прекращения поддержки очередного облачного сервиса.
С такой ситуацией недавно столкнулись ритейлеры: когда компания SAS, которая занимается разработкой и интеграцией решений для программ лояльности, объявила, что покидает российский рынок. У сети Х5 начались проблемы с программами лояльности и ей срочно пришлось переходить на российскую Loymax.
Какие вообще есть пути у компаний, лишившихся доступа к иностранному ПО?
1) Миграция на существующие российские аналоги
Однако, здесь есть сложности:
- локальные продукты не до конца удовлетворяют потребности бизнеса: хорошо, если их можно доработать, в противном случае приходится ждать обновлений от самого продукта;
- уход программных решений из России не всегда бывает запланированным, часто это случается внезапно и работы приходится выполнять в авральном режиме;
- переход на новое ПО — это всегда дополнительные расходы на обучение сотрудников, чего бизнесу, конечно же, хочется избежать.
2) Разработка собственных решений
У компании есть два пути: реализовывать проект своими силами (из плюсов — подконтрольная команда и полная вовлеченность; из минусов — быстро организовать процесс разработки сложно, так как нужно собрать команду с необходимым стеком технологий) или отдать его на аутсорс (из плюсов — быстрый запуск, высокая экспертиза; из минусов — на стороне компании должен быть компетентный человек для контроля процесса). Если вам нужно максимально быстро стартануть, то требования к корпоративному решению лучше разработать внутри компании, а саму разработку отдавать на аутсорс.
Как правило корпоративные решения строятся на open source, который является одним из главных столпов развития ПО в целом, позволяя значительно сократить время разработки. Например, современные мобильные технологии, такие как Flutter, позволяют экономить на этапе разработки приложений до 50% бюджета и времени.
Вместо вывода
Компаниям сейчас важно пережить время постоянно меняющихся условий и конъюнктуры рынка с минимальными просадками, поэтому предпочтения бизнес продолжит отдавать тем решениям, которые максимально быстро и эффективно решат три насущные задачи: импортозамещение, снижение затрат и повышение продаж.
По первой половине 2022 года стало понятно, что рынок ПО России не вернется в прежнее состояние или вернется через очень продолжительное время.
Зарубежное ПО, в особенности SaaS-решения, подвержено политическому давлению и в критический момент может дать сбой, подрывая ключевую инфраструктуру бизнеса.
Исходя из этого, в новой обстановке стоит более тщательно подходить к выбору поставщиков ПО, разрабатывать карты рисков по ключевым системам и антикризисные планы.
К ключевым факторам успешной цифровизации сегодня можно отнести:
- создание квалифицированного ДИТ (департамента информационных технологий), который будет консолидировать в себе базу знаний об используемых системах в компании;
- использование и адаптация ПО с открытым исходным кодом, что помогает закрыть часть рисков;
- аутсорсинговые ИТ-компании широко представлены на российском рынке и могут значительно ускорить импортозамещение и разработку новых продуктов;
- инвестиции в разработку собственных информационных систем обеспечивают устойчивый рост компании в условиях неопределенности и закладывают потенциал для дальнейшего развития.