Просто о сложном


О, это сладкое слово “стартап” или как перестать бояться и начать действовать

1.Найти нишу

Один из подписчиков в «Инстаграм» (соцсеть принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России) написал в комментах: “Ни один блогер никогда не поделится действительно работающими подсказками и фишками”. Да, существует такой миф, что блогеры, бизнесмены, наставники держатся за свои навыки и свой опыт, охраняя его, как древнюю святыню. На самом деле, это совершенно не так. Человек, заработавший миллионы, и заработал именно потому, что открыт миру, и у него есть потребность делиться. Сейчас я расскажу о своем видении и опыте открытия стартапов для молодых (и не очень молодых) предпринимателей. Не существует успешных компаний, которые начались с мысли: «А не создать ли мне стартап?»

Рассказать, как начался мой стартап торговли пледами с рукавами, принесший мне колоссальный опыт в бизнесе? Опыт продаж, опыт потерь, опыт маркетинга, опыт франчайзинга? Мы с подругой гостили у друзей в большом доме под Нью-Йорком. Дом не успел протопиться, было холодно, и друзья вынесли нам по яркому пледу с рукавами. Подруга укуталась в этот плед и забралась с ногами на диван. За окнами шел снег. Это все выглядело так уютно, так мило, так согревающе, что я тут же подумал: “Это незаменимая вещь для наших холодных зим, для наших красивых женщин, и эти яркие краски раскрасят наши серые зимние дни”. Даже идея для маркетинга родилась сразу: в торговых центрах стоят большие кровати, на них расположились модели, закутанные в эти яркие пледы.

Долгоиграющие эффективные проекты базируются на двух факторах: необходимости и любви к своему делу. Сара Блейкли, создательница Spanx, самая молодая женщина в США, самостоятельно заработавшая миллиард долларов, задумалась о производстве утягивающего белья, когда не смогла застегнуть любимые джинсы.  

Значит, в первую очередь нужны страсть и желание изменить мир, и тогда, как результат, появится хорошая идея. Это твой фундамент. Но чтобы начать возводить стены, нужно уметь смешивать цемент и класть кирпичи. Так что же делать?

2. Создать теоретическую базу

Работают любые варианты: курсы офлайн, которые сейчас есть в любом городе, курсы онлайн, которыми полон интернет, бесплатные курсы на Youtube, консультации с экспертами в выбранной нише, вебинары, стажировки в крупных компаниях по теме ниши, профессиональная литература. Тебе несомненно, понадобится самодисциплина, сила воли и здоровая критика, чтобы выбрать стоящее из горы информации. Но кто сказал, что тебе должно быть совсем легко?

3. Включить самокритику

Первое, что надо сделать — оценить жизнеспособность идеи. Пройдись по разным пунктам.  Инновационность: насколько твой проект уникален, соответствует ли он современным задачам и способам их реализации? Актуальность: нужен людям этот проект прямо сейчас? Практичность: сделает проект удобнее/лучше чью-то жизнь, какую пользу он может принести? Рентабельность: окупит ли спрос затраты на производство, сможешь ли ты выйти в плюс? Спрос на рынке: какие компании уже занимают подобную нишу, есть ли у них прибыль, хватает ли их клиентам продукции или услуг?

4. Разработать бизнес-план

Знали бы вы, сколько шишек я набил в свое время, делая первые шаги в бизнесе без четкого просчета вложений, рисков и пошагового плана. В то время лишь небольшая часть молодых предпринимателей составляли бизнес-планы. Думаю, вы догадываетесь, чем заканчивались их бизнесы. Ведь это  именно тот цемент, который будет удерживать шаткую и на первых порах непрочную конструкцию из твоих амбиций, потребностей рынка, денег инвесторов и моментов, когда «что-то пошло не так». Распиши бизнес-стратегию и стратегию по продвижению, определи свою целевую аудиторию, раздели поток доходов, просчитай риски, вычисли точку безубыточности… 64% предпринимателей, следовавших четкому бизнес-плану, впоследствии расширили свое дело. Надеюсь, ты уже сидишь с калькулятором и таблицами Excel. К тому же сейчас полно сервисов, способных помочь тебе в этом деле. Ты ведь уже знаком с искусственным интеллектом, правда?

5. Найти инвестора

Скажу сразу, что я никогда не пользовался не своими деньгами. Для меня так комфортнее и проще. Но вы должны знать,  существуют компании, раскрутившиеся и вовсе с нулевым финансированием. Итак, кто эти чудесные  люди — инвесторы,  и где их найти. Три F: family, friends, fools (родственники, друзья, дураки). Термин, появившийся в Силиконовой долине благодаря тому, что 90% стартапов финансируются именно из этих трех источников. Плюсы: в случае провала друзья и родственники закроют глаза, а дуракам останется пенять на себя. Минусы: легко расслабиться, потому что нет риска потерять инвесторов и их вложение. 

6. Получить субсидию

Государство поддерживает малый бизнес и предоставляет субсидии от 500 000 до 5 млн рублей. Программы помощи делятся на три типа: федеральные общероссийские, ведомственные (от Минсельхоза, Минтруда и т. д.), региональные. Ты не сможешь претендовать на субсидию, если предоставляешь кредитные или страховые услуги, занимаешься ломбардной деятельностью или игорным бизнесом либо добываешь полезные ископаемые, продаешь подакцизные товары или не являешься резидентом РФ. Плюс: деньги возвращать не надо. Минус: бюрократические проволочки могут тянуться годами, а потом ты плюнешь и найдешь другой источник финансирования.

7. Участвовать в конкурсах и подаваться на гранты

Конкурсы бывают разных масштабов: международные, всероссийские и организованные одним конкретным брендом Лучше искать гранты международного масштаба, особенно если компания впоследствии планирует выйти на мировой рынок. Это хороший путь финансирования, учитывая, что часто  развернувшаяся и укрепившаяся компания старается помочь молодым, помня себя на старте. В частности, мои компании также помогают различным культурным и образовательным проектам.

8. Изучить венчурные фонды

Для запуска стартапа понадобятся фонды посевного финансирования, то есть те, которые готовы инвестировать в проект на первоначальном этапе его становления. Увы, таких в России очень мало, да и привлечь инвестиции фондов на этой стадии довольно сложно (вот где понадобится идеально написанный бизнес-план). Плюс: если все же добьешься финансирования, можешь быть уверена: твой проект – бомба. Минус: лимит вложений на этом этапе обычно не превышает $100 000.

9. Найти специалистов

Сначала я все делал сам: был генератором идеи, закупщиком, СЕО, грузчиком, и даже продавцом. Сейчас я считаю, что огромная заслуга моих успехов — дело моей команды. Потом постепенно позволил себе находить специалистов, научился делегировать (поверьте, это тоже целое искусство!) и ценить сотрудников. Тут главное, чтобы они были с вами на одной волне. Я могу взять человека без опыта, если он яркий, творческий и креативный.

10. Оформить стартап юридически

Да-да, кроме симбиоза бизнеса и творчества, стартап — это еще и инстанции, бумаги, отчеты, регистрации, бланки и анкеты. Я в тебя верю, ты сможешь пройти и этот путь! Дотошность к цифрам и бумагам — тоже важное качество бизнесмена. Не знал? Поздравляю, добро пожаловать в мир бизнеса и открытий!

А теперь — вперед!

Вот теперь все зависит только от тебя. Единственный наш совет: не бойся совершить ошибку или рискнуть и проиграть. Как говорил легендарный боксер Артур Аш: «Начните с того, что имеете. Используйте то, что у вас есть. Делайте то, что вы можете.»

Текст | Сергей Косенко