Анна АНТИПЕНКО: будущее мы видим в развитии «Нового Иерусалима» как музея — научного центра
БОСС-стиль | Культура
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | Музей «Новый Иерусалим»
Генеральный директор Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» (г. Истра, Московская область) — об истории, развитии и сокровищах одного из самых удивительных музейных комплексов России.
— Анна Васильевна, музею «Новый Иерусалим» уже более 100 лет. Он создан в 1920 году. Пожалуйста, расскажите о том, как возникла идея его создания, о первых годах работы музея.
— Да, официально год основания нашего музея 1920-й. Однако по факту его история началась раньше — во второй половине XIX века. Музей появился еще в 1870-е годы в действующем Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре благодаря деятельности архимандрита Леонида (Кавелина). Архимандрит Леонид, ученый и археограф, организовал небольшую экспозицию из личных вещей шестого Патриарха Московского и всея Руси Никона в одной из трапезных палат монастыря. В 1918 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был упразднен. Через два года вышел приказ Музейного отдела Наркомпроса о создании на монастырской территории историко-художественного
музея для хранения и пропаганды архитектурного и художественного наследия. В 1921 году здесь же был создан еще один музей — краеведческий, а спустя год историко-художественный и краеведческий музеи были объединены.
Первый директор нашего музея Натан Александрович Шнеерсон развернул очень активную работу по комплектованию его фондов. Получив мандат, дававший ему право вывозить в свой музей художественные ценности, которым грозила гибель, он начал обследовать национализированные усадьбы, закрытые церкви и монастыри западной части Московской
области. В своей деятельности Шнеерсон часто сталкивался с сопротивлением и других музейных работников, и представителей Наркомпроса. Тем не менее ему удалось сформировать весьма показательную коллекцию, куда вошли не только художественные ценности, но и разнообразные археологические, этнографические материалы и предметы, связанные с историей Московской области.
Активная деятельность Н.А. Шнеерсона по комплектованию музея продолжалась до 1930-х годов. В 1937 году первый директор музея был репрессирован.
— В начале Великой Отечественной войны в этих местах шли ожесточенные бои, на некоторое время Истра была оккупирована немцами, город был фактически полностью разрушен. Что происходило с музеем и его фондами?
— Летом 1941 года была объявлена эвакуация музейных ценностей. Региональные музеи, конечно, не были к этому готовы и не имели плана действий при эвакуации. Многое зависело от профессионализма и организованности музейных сотрудников и местной власти, которая могла помочь им с транспортным обеспечением. Все делалось в спешке, а линия фронта между тем стремительно приближалась.
Часть собрания нашего музея — ценные предметы, в основном изделия из драгоценных металлов — была вывезена сначала в Москву, а потом в Алма-Ату. Но помимо этого в уже достаточно крупном на тот момент музейном фонде хранились и произведения изобразительного искусства (иконопись, живопись, графика), и книги, и предметы декоративно-прикладного искусства, и мебель, и ткани, и нумизматика, и археологические коллекции. Музейные сотрудники самостоятельно определяли художественную ценность того или иного предмета. Они успели сделать несколько тайников на территории Воскресенского собора монастыря. Благодаря этому было сохранено определенное количество значимых предметов, представленных сейчас в нашей коллекции. Однако спрятать все было невозможно, большинство экспонатов осталось в залах.
Потери музейного фонда были колоссальными. В конце осени — начале зимы бои происходили в нашем городе. С 27 ноября по 11 декабря 1941 года Истра была оккупирована немецкими войсками. На территории Воскресенского собора монастыря они устроили госпиталь. О том, что происходило в эти две недели с экспонатами музея, можно только догадываться. Часть предметов, скорее всего, была разграблена, другие уничтожены, иконы, книги, мебель сжигались для отопления…
Уходя, отступавшие фашисты взорвали ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. При взрыве и последовавших за ним пожарах погибли оставшиеся не разграбленными фонды музея.
Факты взрыва Ново-Иерусалимского монастыря и разорения музея фигурировали в обвинительном заключении Нюрнбергского процесса.
— И куда вернулся музей после войны?
— На руины. До конца 1950-х коллекции музея временно находились в Москве, куда были доставлены перевезенные ранее в Алма-Ату ценные экспонаты. Но уже в 1942 году в Истру вернулись две сотрудницы музея. Они участвовали в разборе руин монастырского комплекса и, что просто потрясает, начали проводить экскурсии.
В музейных фондах хранится старая фотография, которая никого не может оставить равнодушным. Представьте: лето 1943 года, идет война, город разрушен, как и монастырский комплекс, памятник всесоюзного значения, а на развалинах Воскресенского собора девушка в сарафане рассказывает военным об истории монастыря и музее!
В 1943 году началась разработка проекта по восстановлению Истры. Этот процесс возглавил наш великий архитектор Алексей Викторович Щусев. Истра стала первым из советских городов, разрушенных немецко-фашистскими войсками, по которому был разработан такой проект.
Он предполагал и реставрацию Ново-Иерусалимского монастыря. А потом начались работы по восстановлению. Первые успехи реставрации позволили музею в конце 1950-х вернуться на прежнее место.
В 1960-е — начале 1980-х на территории монастырского комплекса был проведен большой комплекс реставрационных работ. Со второй половины 1970-х началась активная деятельность по комплектованию музейного фонда новыми экспонатами.
— В 2014 году музей переехал с территории Ново-Иерусалимского монастыря. Почему его решили перевести в новое здание? Что он приобрел от такого переезда?
— С 1994 года музей сосуществовал с возрожденным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. В 2009 году Правительство Московской области приняло решение о выводе музея с монастырской территории. Для музея было построено трехэтажное здание в непосредственной близости от монастыря на противоположном берегу реки Истры.
В ноябре 2014 года мы переехали в новое здание. Это было обусловлено необходимостью расширения пространства музея «Новый Иерусалим» как для выставочной деятельности, так и для целей хранения фондов. На момент переезда собрание нашего музея насчитывало уже более 100 тыс. единиц хранения. Требовались помещения с определенным климатом и температурно-влажностным режимом. Физические возможности пространства монастырского комплекса были в этом ограничены.
Сегодня у музея «Новый Иерусалим» порядка 3 тыс. кв. м фондохранилища и 10 тыс. кв. м выставочного пространства. Все это позволяет нам максимально широко развернуть свою деятельность.
— «Новый Иерусалим», насколько я знаю, крупнейший историко-художественный музей в Подмосковье?
— И не только в Подмосковье! По своей площади мы один из крупнейших музеев России. Общая площадь здания — 30 тыс. кв. м.
— А что означает смена официального названия музея в 2021 году — из Музейно-выставочного комплекса Московской области в Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»?
— Переименование связано с нашим видением перспектив развития музея. Музей и музейно-выставочный комплекс — это два абсолютно разных понятия, в каждое из которых заложен определенный вектор развития. Музей — это научно-исследовательская работа: сбор, хранение и изучение предметов и артефактов, а также их экспонирование. А музейно-выставочный комплекс — это, скорее, демонстрация предметов широкой публике. Научная деятельность не играет здесь первостепенной роли. Свое будущее мы видим в развитии
«Нового Иерусалима» как музея — научного центра. Собственно, таким наш музей и создавался. Его первое название, данное в 1920 году, — Воскресенский художественно-исторический музей. Так что в определенной степени смена названия — это и возвращение к истокам.
— Однако теперь порядок слов, определяющий профиль музея, иной — он историко-художественный. История для вас на первом месте?
— Обе категории равноценны. В наших фондах хранятся как уникальные реликвии и предметы, раскрывающие историю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и развитие Московского региона, так и собрание предметов церковного и светского искусства разных эпох. В целом у музея «Новый Иерусалим» разно плановая коллекция. В настоящее время собственное фондовое собрание музея насчитывает около 190 тыс. единиц хранения. Музей, начинавшийся с личных вещей патриарха Никона, в течение века собрал в своих фондах и исторические, и художественные, и археологические, и этнографические коллекции.
— После переезда из монастырского комплекса связь музея с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем не прервалась?
— Конечно, нет. Да и как она может прерваться? Мы говорим об одном, о Новом Иерусалиме — Русской Палестине, топографической иконе Святой земли, созданной в XVII веке патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Люди приезжают в Истру и посещают Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, духовный центр нашей земли и выдающийся исторический архитектурный памятник, а потом приходят в ее историко-культурный центр, в музей, где узнают, как задумывался и складывался образ Русской Палестины, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в отечественной истории и культуре, о личности патриарха Никона.
В июле в обновленном виде открывается наша постоянная экспозиция «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков». Сейчас мы выстраиваем новые музейные программы и маршруты туристических потоков. Планируем объединить все залы постоянной экспозиции — а это на несколько тысяч квадратных метров — в единое смысловое пространство. Чтобы посетитель, купив единый билет, получил комплексное представление о нашем музее — от его зарождения до сегодняшнего дня. Также рассчитываем всесторонне раскрыть историю Русской Палестины. Город Истра ведь находится недалеко от Москвы, и многие посетители приезжают сюда на выходные, планируя потратить целый день, а может быть, и два.
Постараемся сделать так, чтобы пребывание наших гостей здесь было максимально познавательным и комфортным, чтобы у них сложилась целостная картина о том, что такое Новый Иерусалим как культурный центр, как архитектурный памятник, как историческое место.
— Несколько лет назад в музее открылась постоянная экспозиция русского церковного и светского искусства с отдельным разделом «Особая кладовая». Расскажите о ней, пожалуйста.
— «Особая кладовая» — бесценный раздел нашего музейного фонда. Это те реликвии, которые в 1941 году были эвакуированы в Алма-Ату. Экспозиция представляет памятники декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI–XX веков и памятники лицевого и орнаментального шитья XVI–XVII веков. Здесь можно увидеть предметы церковного обихода работы мастеров Серебряной и Золотой палат Московского Кремля XVII века, произведения русских мастеров эмали и мастеров золотого и серебряного дела
XVIII–XX столетий.
«Особую кладовую» мы открыли в 2018 году. Этому предшествовала большая работа сотрудников музея «Новый Иерусалим» по реставрации предметов, длившаяся несколько лет. В таком репрезентативном составе эта часть наших фондов ранее никогда не выставлялась. Признаюсь, мы сами были поражены, когда впервые увидели «Особую кладовую» смонтированной.
Одна история, когда предметы находятся в фондах, и совсем другая, когда они выходят в экспозиционное пространство. Свет, который подчеркивает все достоинства экспоната, его диалог с другими предметами в том же тематическом или хронологическом ряду создают особый контекст и заставляют острее ощущать значимость и ценность этих реликвий.
Экспозиция «Особая кладовая» очень важна для сотрудников музея и, надеюсь, для публики тоже.
— Русское церковное искусство представлено не только ведь в «Особой кладовой», но и в других постоянных экспозициях музея «Новый Иерусалим»?
— Да, не только в «Особой кладовой». В экспозиции русского искусства нашей художественной галереи представлено собрание икон начиная с XVI века. Это образцы различных школ иконописи: Москвы, Ярославля, Поволжья, Русского Севера.
— У музея большая коллекция живописи. Каких авторов и периодов?
— Собрание светской живописи музея включает небольшую коллекцию произведений западноевропейских мастеров и весьма представительную коллекцию русской живописи, охватывающую период со второй половины XVII века до начала XXI. Среди жемчужин русской коллекции — парсуна «Патриарх Никон с клиром». Это единственный в своем роде образец группового портрета 1660-х годов, возникший на русской почве, камерные портреты XVIII века, прежде всего ведущего мастера этого жанра Федора Рокотова и художников его круга, работы Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова.
В музее уникальное собрание русской живописи начала ХХ века. Здесь самая большая в России коллекция работ Константина Горбатова. А наша коллекция мастеров 1920–1930-х годов, чье творчество складывалось вне линии официального советского искусства, сопоставима с собранием Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан). Кстати, в ближайшее время мы надеемся организовать совместную выставку с Нукусским музеем и впервые максимально полно представить российской публике творчество художников, работавших на стыке авангарда и соцреализма. Это удивительный пласт художественного наследия, о котором говорят сейчас несправедливо мало, но интерес к нему и у музейного сообщества, и у публики возрастает.
— Я буду ждать ее с нетерпением, так как весьма поверхностно знаком с этим направлением советской живописи.
— В том-то и дело, это уникальное направление, к сожалению, у нас плохо известно. А работало в нем много ярких живописцев. Об этом нужно рассказывать. Прежде всего через выставки. В будущем мы планируем расширить и нашу постоянную экспозицию по светскому искусству.
Особое место в ее экспозиции займут живописные полотна этих художников.
— О временных проектах музея «Новый Иерусалим». В прошлом году у вас проходила масштабная выставка «Азбука шедевра». О ней много говорили в культурной среде. Это же был межмузейный проект?
— Да, абсолютно беспрецедентный межмузейный проект. 81 художник, 123 работы из российских музеев от Калининграда до Владивостока. «Азбукой шедевра» мы поставили себе очень высокую планку. И стараемся, чтобы все следующие временные проекты ей соответствовали.
Временные выставки — одно из основных направлений экспозиционной деятельности музея «Новый Иерусалим».
В 2017 году мы приняли решение повысить интерес публики к нашему музею посредством проведения больших временных выставок. В их организации делаем акцент на партнерскую работу с региональными музеями, хотя, безусловно, сотрудничаем и с крупными федеральными: ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем и другими. На временных выставках мы стремимся собрать жемчужины изобразительного искусства, которые хранятся в региональных музеях, рассредоточенных по всей территории нашей огромной страны, показать широкой аудитории Москвы, Московской области и соседних областей сокровища музейных фондов Екатеринбурга, Владивостока, Красноярска, Томска… В «Азбуке шедевра», например, участвовало более 30 российских музеев, были собраны полотна Казимира Малевича, Василия Кандинского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Ивана Айвазовского, Аристарха Лентулова, Натальи Гончаровой и еще почти 70 русских художников из их собраний.
Это был самый масштабный проект музея, побивший все наши рекорды по посещаемости: за шесть месяцев работы выставки ее увидело более 100 тыс. человек.
— Межмузейные проекты в «Новом Иерусалиме» продолжаются?
— Конечно. Сейчас, например, проходит временная выставка «Под знаком Рубенса», где мы говорим о фламандской школе живописи XVII века, а в центре проекта — фигура и творчество Питера Пауля Рубенса. Ключевой образ экспозиции — никогда ранее не выставлявшаяся в России работа Рубенса из частного собрания. Также на выставке представлено более 60 знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства из частных коллекций и из музеев Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Ярославля, Углича, Серпухова, Тулы, музея-усадьбы «Архангельское», наших фондов.
В таких проектах мы стремимся не просто представить собранные со всей страны живописные полотна, а связать их нетривиальной концепцией. На выставке «Под знаком Рубенса» это, например, художественный рынок Антверпена. Экспозиция рассказывает, как формировалась художественная среда во Фландрии XVII века, какие организационно-деловые и творческие взаимоотношения были, с одной стороны, у художников друг с другом, с учениками и подмастерьями, а с другой — с теми, для кого они писали и кому продавали свои работы, — с заказчиками, коллекционерами, арт-дилерами.
— Музей «Новый Иерусалим» прославился своими временными выставками зарубежной и русской классики. За прошедшие пять лет были проекты, посвященные Пикассо, Дюреру, Кустодиеву, Брейгелям, Фальку, Шагалу, сейчас — выставка Рубенса и фламандской школы. Что-то еще намечено на ближайшее будущее?
— Наши планы на год — два крупных выставочных проекта о русском искусстве. Это совместный проект с Нукусским музеем, о котором я уже говорила, и выставка картин Александра Лабаса. Хотим сделать акцент на нашем собрании русского изобразительного искусства, которое во многом уникально, и представить свои экспонаты в диалоге с экспонатами других музеев.
— Несколько слов об этнографических и археологических коллекциях музея. Они ведь довольно внушительные. В то же время специальных экспозиций по ним не предусмотрено. Почему?
— Да, пока экспозиций по археологии и этнографии в нашем музее нет, хотя фонд таких материалов действительно представительный. Дело в том, что археология и этнография — очень сложная тема для реализации в музейном пространстве. Мы уже не один год думаем над тем, как сделать такую, по сути, краеведческую экспозицию интересной. И в первую очередь интересной для молодого поколения, ведь на краеведческие экспозиции часто приводят детей в рамках школьных программ изучения истории родного края. Не хочется
предстать в их глазах очередным скучным музеем с малоинформативными экспонатами на стендах и строгими смотрителями в залах.
Чтобы было иначе, требуются, во-первых, большое пространство, и оно у нас есть — порядка 4 тыс. кв. м выставочных площадей нашего здания еще не введено в эксплуатацию. А во-вторых, концепция, в рамках которой можно представить археологию и краеведение в увлекательном и актуальном ключе. Пока работаем над этим. Надеюсь, в будущем сможем предложить посетителям интересную краеведческую экспозицию. Однако для этого нужно еще устранить некоторые пробелы в нашем историческом фонде. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны археологическое и этнографическое собрание музея понесло огромные потери, многие материалы и предметы погибли. Пока не все исторические периоды представлены в нашем фонде равномерно. Сотрудники научного блока музея ориентированы на восполнение этих пробелов, но это серьезная работа, которая требует времени.
— Какие экспозиции наиболее востребованы среди посетителей?
— Здесь я не скажу ничего нового. Конечно, самые популярные проекты — это временные выставки. Типичная, в общем-то, музейная картина. Причина понятна. Во временные проекты вкладываются большие рекламные усилия, каждый стремится увидеть такую выставку, ведь она длится два, три, шесть месяцев — надо успеть! А постоянная экспозиция не вызывает ажиотажа. Она же всегда на месте, на нее можно прийти потом. И это «потом» откладывается на год, два, три года — и так до бесконечности. Поэтому постоянные экспозиции собирают меньшее число посетителей, чем временные выставки. Тем не менее мы с коллегами нацелены на изменение этой диспропорции. Да, это сложно.
Да, это большая просветительская работа, и не только музеев, а и местных властей, и медиа. Но ничего, шаг за шагом попробуем изменить ситуацию.
— Как музей работает с современными выставочными технологиями: мультимедийными экспозициями, digital-пространствами, видеоинсталляциями и т. д.?
— Очень аккуратно. Мы стараемся деликатно подходить к digital-новинкам и мультимедийному контенту. Потому что никакие технологии, никакие 3D-копии не заменят оригинальный экспонат. Ценность — в оригинале, сделанном в XIX, XVII, X веке, в предмете, который здесь и сейчас мы можем увидеть воочию. Современные технологии и мультимедийные возможности мы используем, но как вспомогательный элемент, чтобы воспроизвести некий контент вокруг экспоната, сформировать у посетителя представление, в какое время и рядом с чем существовал этот предмет, чем жил его создатель.
Хотя, конечно, есть молодая аудитория. Чтобы привлечь ее в музей, необходимы современные технологии. Мы это понимаем. Скоро, как я уже говорила, у нас открывается обновленная историческая экспозиция. Один из важных ее элементов — небольшой ролик об истории музея «Новый Иерусалим». Посмотреть его можно будет на экранах при входе на экспозицию. В общих чертах ролик обрисует историю музея, а дальше посетитель пойдет от предмета к предмету и, оценивая художественные особенности каждого, сможет сформировать целостное впечатление.
— В музее «Новый Иерусалим» довольно скоро должен начаться капитальный ремонт. Я знаю это из общения нашей редакции с компанией «ПромСтройИнжиниринг», которая занимается его проектом. Какие у этого ремонта цели? Со стороны кажется, что ваше здание в прекрасном состоянии, ничего ремонтировать не нужно…
— Мы стараемся, чтобы посетителям у нас было всегда комфортно, и какие-то вопросы, связанные с поддержанием инженерной или эксплуатационной части наших помещений, их не касались, но периодически все требует ремонта, большое здание нужно обслуживать, да и технологии не стоят на месте.
Мы работаем в сложном здании. Даже по своему виду оно необычно. Это зеленая архитектура — на крыше у нас газон, согласитесь, это довольно непривычно для музея. И форма здания, и его решения требуют особого внимания с точки зрения эксплуатации.
С 2014 года, когда музей сюда въехал, многое изменилось. Наши инженерные системы, в том числе важнейшая для музеев система кондиционирования и охлаждения, которая обеспечивает необходимый для хранения экспонатов температурно-влажностный режим, требуют обновления и усовершенствования. Изменились требования и нормы к сохранности музейного фонда, к пожарной безопасности. Мы должны им соответствовать. И элементы фасада тоже пришло время обновить. Все это мы вместе с компанией «ПромСтройИнжиниринг» и планируем реализовать.
Сейчас проект капитального ремонта проходит государственную экспертизу, получим согласование — приступим к следующему этапу.
— Помогают ли музею «Новый Иерусалим» администрация городского округа Истра и Правительство Московской области?
— Конечно. Мы работаем в тесной связке с Министерством культуры и туризма Московской области, нашим учредителем. Совместно решаем задачи, стоящие перед музеем и перед музейным сообществом Московской области.
С администрацией Истры тоже плотно взаимодействуем. Поддерживаем друг друга в проведении мероприятий. Администрация часто организует мероприятия на территории музея «Новый Иерусалим».
Мы обращаемся к ней за помощью при организации своих событий. Например, с 5 по 9 июля состоится наш очередной, уже шестой по счету, Музыкальный open-air-фестиваль «Лето. Музыка. Музей». В течение пяти дней там будут выступать лучшие российские артисты, исполнители классической музыки, а хедлайнером фестиваля этого года станет Большой театр.
Без помощи местной администрации организация такого масштабного события невозможна.
— И в заключение — традиционно: каковы планы ближайшего и просто будущего музея?
— Ближайшие планы я уже обозначила. А глобальные планы связаны с музейной научной работой — как с продолжением и развитием этой деятельности, так и с подготовкой профессиональной смены.
Одна из главных проблем отечественных музеев — кадровый голод и отсутствие преемственности поколений. Во многих музеях России хранителями работают люди старше 50–60 лет, молодежи практически нет. Для молодых специалистов музейная сфера не является привлекательной.
Мы пытаемся изменить эту ситуацию и решили начать с подрастающего поколения. Недавно музей «Новый Иерусалим» запустил партнерскую программу с гимназией имени Е.М. Примакова. Эта одна из лучших образовательных организаций Подмосковья находится в Одинцовском районе Московской области. У нас совместный проект по вовлечению старшеклассников в музейную сферу. Хотим показать ребятам, что музей — это не мрачный зал с пыльными экспонатами, где царит скука и можно говорить только шепотом.
Напротив, это живой и динамичный организм, который сохраняет самое ценное, что есть у человечества, — историческую память. В нашем музее мы проводим лаборатории и практикумы для школьников, желающих познакомиться с профессией экскурсовода, пытаемся расширить у ребят представление о музейной работе. А дальше, надеюсь, начнем создавать на базе музея «Новый Иерусалим» музейно-образовательный кампус. Хотим сформировать образовательную среду для старшекурсников, выпускников вузов и начинающих музейных работников. Дадим молодым людям возможность не просто пройти обучение, но и попробовать себя на практическом поле музейной деятельности, окунуться во все сложности и прелести нашей работы.Б (Босс июнь-июль 2023)