Дмитрий ПЕВЦОВ: нахожусь сегодня в нужном месте и в нужное время, ведь именно сейчас происходят необратимые изменения в истории России и всего мира
БОСС-стиль | Гостиная
Текст | Юрий КУЗЬМИН, Анна ДЫМОВА
Фото | Кирилл ЖУРАВОК, Павел ЗАВОЛОКИН, Юрий ИНЯКИН, Ирина ПАНКОВА, Александр СТЕРНИН, архив Дмитрия ПЕВЦОВА
Знаменитый российский актер театра и кино, народный артист России, депутат Государственной думы рассказывает о своем пути в профессию, работе со знаменитыми режиссерами, о своей гражданской позиции, государственной и общественной деятельности.
— Дмитрий Анатольевич, в нынешнее непростое время вы заняли отчетливую патриотическую позицию. А что для вас вообще значит понятие патриотизма, как оно должно проявляться?
— Патриотизм — это действенная любовь к своему Отечеству. Не та любовь, которая «вздохи-поцелуи при луне», хотя и это тоже может и должно быть. Любовь — это работа, работа над собой в том числе. Патриотизм — ЛЮБОВЬ к Родине, любовь к стране, которая дала тебе жизнь, ГОРДОСТЬ за страну, где много столетий твои предки клали свои жизни, защищая твои независимость, свободу, язык, культуру, веру. А для того чтобы любить Родину, недостаточно просто иметь гражданство, нужно хорошо знать ее историю, культуру, ее духовные корни. И не только знать все это, но и трудиться на благо своей страны.
— Почему, как вы думаете, значительная часть нашей, так сказать, творческой интеллигенции заняла как раз антипатриотическую позицию, поуезжала из страны, поддерживает противника?
— Вот именно, «так сказать»… Многие из уехавших ни к творчеству, ни к интеллигенции никакого отношения не имеют. Ну а их отъезд и проклятия в сторону «бывшей» Родины — всего лишь естественное продолжение их прошлой жизни: внутренняя эмиграция, презрение ко всему отечественному, ненависть к руководству государства и, конечно, активное желание не видеть ничего вокруг… кроме себя. Ничего, если это не касается их карьеры, заработка, «медных труб» и прочего. Думаю, многие из этих громких «уезжантов» будут очень скоро, но уже по-тихому проситься обратно, ибо там они никому не нужны, своих хватает…
— Теперь перейдем к вашей творческой деятельности. В вашей ранней биографии есть несколько неожиданная деталь — это работа после окончания школы фрезеровщиком на заводе. Согласитесь, довольно неожиданно, когда молодой человек из, как было принято говорить, хорошей семьи, сын известного спортсмена и тренера по пятиборью Анатолия Ивановича Певцова и спортивного врача Ноэми Семеновны Роберт после школы не поступает в вуз, а идет работать на завод. Что стояло за этим шагом? И что дал вам тот рабочий опыт?
— В вуз, а это был педагогический институт, я поступал сразу после школы и не поступил — на экзамене по химии застукали со шпаргалкой… Работа фрезеровщиком (в школьном УПК я отчасти овладел этой профессией) была лишь способом переждать время до следующего поступления в вуз. А вот четыре месяца двадцать дней монотонного (доверяли делать только простейшие детали, но в огромном количестве) стояния у станка привели меня к странной мысли — не попробовать ли мне пойти в киноартисты? Именно не «опыт работы», а ее качество направило мой взгляд в сторону актерской профессии. Еще так совпало, что моя одноклассница поступала в театральный и мне кое-что рассказала об этом увлекательном времени. А в цеху, где я работал, распространяли билеты, по-моему, даже бесплатные, в театры Москвы — как я сейчас понимаю, на не очень востребованные спектакли. На один из них я и пошел. Это был спектакль по рассказам Василия Шукшина в филиале Малого театра, где в массовых сценах были заняты студенты Театрального училища имени М. Щепкина, ребята моего возраста. В общем, все это вместе плюс мое полное непонимание, что такое актерская профессия, и побудило меня поступать на актерский факультет.
— Ваши родители связали свою жизнь со спортом, но вы, хотя и увлекались спортом с детства, кажется, никогда не стремились сделать в нем карьеру. Почему? И вообще какую роль в вашем становлении как человека и как профессионала сыграли родители?
— Чтобы добиться значительных результатов в каком-либо спорте, необходимо иметь спортивную злость, ярко выраженный талант и неистребимое желание добиваться олимпийских высот. Ни тем, ни другим, ни третьим я не обладал, хотя гораздо позже, уже в зрелом возрасте, начав заниматься шоссейно-кольцевыми автогонками, кое-чего добился и даже получил звание кандидата в мастера спорта. Впрочем, долгое время, занимаясь различными видами спорта — спортивной гимнастикой, горными лыжами, дзюдо, карате, я научился терпеть и долго работать без видимых результатов. В актерской профессии, я считаю, без этого нельзя состояться.
Ну а мои родители, конечно же, всегда и во всем мне помогали, даже в таком безумном шаге, как поступление в театральный вуз. Маме и папе за все мой низкий поклон. Горжусь ими. Думаю, они бы радовались сейчас за меня, Царствие им Небесное.
— Вы известный актер театра и кино, поющий артист, выступающий с концертными программами, театральный педагог, а осенью позапрошлого года стали депутатом Государственной думы. Кто вы сейчас больше: политик и общественный деятель или все-таки человек искусства? Оставляет ли работа на общественно-политической ниве, особенно сегодня, в столь сложный и напряженный для нашей страны период, возможности и время для творчества?
— Если попытаться расставить приоритеты, наверное, будет так:
- Общественная деятельность и работа в Думе.
- Институт Современного Искусства (ИСИ), где мы вместе с супругой руководим актерской кафедрой и ведем свой курс.
- Музыкальный проект «ПЕВЦОВЪ-ОРКЕСТР» (гастроли-концерты-съемки).
- Участие в работе киностудии «Артос», где я — координатор и член худсовета.
- Мои спектакли в Ленкоме, которых почти не осталось по причинам, от меня не зависящим.
Пока все успеваю.
— Несколько вопросов о вашем пути в актерской профессии. Ваш дебют на большой театральной сцене связан с Анатолием Эфросом и Театром на Таганке, который он тогда возглавлял. В 1984 году Эфрос пригласил вас, выпускника ГИТИСа, в театр и ввел на одну из центральных ролей, Васьки Пепла, в «На дне» Горького. Чем вам запомнились работа с Эфросом и те несколько лет, что вы служили на Таганке? Тогда ведь был один из самых сложных периодов истории этого театра.
— Эфрос пригласил меня в театр в 1985 году, когда я учился на четвертом, выпускном, курсе, и Пепла я сыграл ровно в День театра, 27 марта, еще будучи студентом ГИТИСа… Тогда, почти 40 лет назад, я мало что понимал. Все получалось, все нравилось, везде хвалили, а главное, я сам себе очень нравился. Поэтому оценить масштаб личности Анатолия Эфроса тогда я не мог, да и не пытался. Понимание начало приходить только после его ухода из жизни. А тогда я запомнил его необыкновенную легкость, гениальные актерские показы, хулиганство и простоту в общении. Я по многу раз смотрел его спектакли, стоя в самом конце зрительного зала Новой сцены.
Помню мои первые заграничные гастроли с Театром на Таганке на фестивале «Битэф» в Югославии, куда меня взяли, «отмазав» на полгода от армии… При жизни Эфроса я жил в театре в розовых очках. После его ухода театр, который он пытался спасти, рухнул окончательно. Для меня, «артиста Эфроса», это было особенно чувствительно. Я до такой степени не принимал нового худрука и то, что начало происходить после смерти Эфроса, что выразил свою позицию в открытом письме в одной из московских газет… Помню, был большой скандал, на собрании коллектива меня подвергли остракизму, но я никогда не забуду аплодисменты вахтерши театра, когда я появился на служебном входе, а в руках у нее была только что прочитанная газета с моим открытым письмом.
К слову, кроме великого Эфроса на Таганке мне удалось поработать с Романом Виктюком в его знаковом спектакле «Федра» с Аллой Демидовой в заглавной роли. И там же началась работа с потрясающим греческим режиссером Теодором Терзопулосом над спектаклем «Квартет» по пьесе Х. Мюллера. Кстати, премьеры «Квартета» в театре «А» и «Фигаро» в Ленкоме состоялись в одном месяце, в январе 1993 года, с разницей в несколько дней.
— Следующий значимый период вашей театральной жизни — это Ленком, где вы служили более 30 лет и сыграли, пожалуй, свои самые известные театральные роли (в том числе в спектаклях Марка Захарова и Глеба Панфилова). Чем стал для вас этот театр и как повлияло на вас сотрудничество с Марком Захаровым?
— Ленком стал для меня вторым домом и оставался им вплоть до смерти великого Марка Захарова. Я пришел туда сразу на заглавную роль («Гамлет») и все 28 лет при Марке Анатольевиче продолжал играть только главные роли. Вот такое счастье…
Контраст после Таганки был потрясающим. Живой, талантливый, веселый, демократичный театр без дрязг и закулисных пошлых интриг — таким был Ленком в начале 1990-х. Каждый знал свое место в иерархии театра, и все вместе делали великое дело: строили театр Марка Захарова.
Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский, Александр Абдулов, Леонид Броневой, Инна Чурикова, Александр Збруев, Николай Караченцов, Всеволод Ларионов — Марк Анатольевич собрал уникальную «коллекцию» блистательных артистов, и все они, абсолютно все, — нормальные, доступные, простые в общении. Это меня просто поразило.
В «Гамлета» нас вводили Александр Збруев и Олег Янковский. Сами! Глеб Панфилов появился уже на последних репетициях. И это было нормально для Ленкома: великие народные артисты помогали молодым осваиваться в профессии.
Ну а с Марком Анатольевичем работать было невероятно интересно и трудно одновременно. Он создатель своего уникального авторского театра, и соответствовать его фантазии, остроумию, таланту было очень непросто. Но чем труднее была задача, тем интереснее результат. Треплев, Фигаро, Чичиков, Кочкарев, Жевакин, Яичница, Резанов, Дульчин, принц Уэльский, Государь, Сталин — это роли в спектаклях Марка Анатольевича. Конечно, я просто счастливчик и везунчик — столько поработать с великим режиссером! Захаров знал весь театр по имени-отчеству, но в минуты особенной нежности мог назвать и по имени. За 28 лет работы с блистательным режиссером он раза два назвал меня по имени…
Глеб Панфилов, с которым мне удалось поработать в кино трижды, подарил мне в Ленкоме две роли «на вырост». Сначала Гамлета, к которому я не был готов ни по-актерски, ни по-человечески, а потом роль Генриха Плантагенета в «Аквитанской львице» — одну из моих самых трудных и любимых ролей в театре. Работа с Глебом Анатольевичем стоит отдельного интервью, особенно потому, что это связано еще и с партнерством с великой Инной Чуриковой. Но опять — везение и удача — работа с таким великим мастером, Художником своего дела. Спасибо, Господи, за такие встречи на профессиональном пути.
— Широкой публике вы стали известны все-таки в первую очередь благодаря кино, и началась эта всенародная популярность с культового для молодежи 1990-х фильма «…По прозвищу «Зверь». Меня эта роль очень впечатлила, хотя к тому времени мы уже видели и Рэмбо, и прочие западные экшен-фильмы. А какие из множества ваших киноработ особенно значимы для вас лично?
— Работы с Глебом Панфиловым («В круге первом», «Мать»). «Снайпер. Оружие возмездия», «Бандитский Петербург», «Эйнштейн. Теория любви», «Остановка по требованию», «Турецкий гамбит», «Ангел в сердце», «Гибель империи».
— Сейчас в это практически невозможно поверить, но ведь Дмитрий Певцов не сразу стал поющим артистом. Как и когда это произошло, и чем стало для вас вокальное творчество?
— Учиться петь и водить спортивный автомобиль я начал почти одновременно, в самом начале 2000-х, по одной причине: в какой-то момент я понял, что ни то, ни другое, оказывается, не умею. А чтобы научиться петь, надо петь. Петь как можно чаще и больше, чем я и стал заниматься. Причем регулярно. Везде, где можно и нельзя…
Постепенно появился свой коллектив и… новый язык общения со зрительным залом.
На своих выступлениях я не пою песенки, а разговариваю со зрителем. Говорю о том, что меня беспокоит, бесит, печалит, радует, с помощью прекрасной поэзии, облеченной в талантливую музыку. В отличие от театра на концерте я могу из каждой песни сделать маленький спектакль, сыграть за полтора часа пятнадцать — двадцать ролей, а весь концерт драматургически выстроить как законченное музыкально-театральное действо.
— С 2013 года вы работаете в Институте Современного Искусства, ведете вместе с Ольгой Дроздовой актерскую мастерскую, возглавляете кафедру театрального искусства. Как вы пришли к преподавательской работе и чему стремитесь научить своих подопечных? Чему вообще, на ваш взгляд, надо учить нашу молодежь и как ее воспитывать?
— Преподавать нас с Ольгой пригласила ректор ИСИ Ирина Наумовна Сухолет, за что ей громаднейшее спасибо. И если я согласился сразу, то супругу пришлось уговаривать почти три месяца. В результате оказалось, что для Ольги именно преподавание стало теперь основным занятием. Она ушла из театра «Современник» и параллельно с обучением студентов нашего первого набора в 2013–2017 годах окончила магистратуру, получив профессиональное режиссерское образование. У Ольги открылся незаурядный педагогическо-режиссерский талант, который получил широкое поле для своего применения.
В нашем деле крайне важен индивидуальный подход к каждому студенту, и моя супруга очень тонко и точно находит «ключики» к каждому из них. С появлением в нашей жизни этой молодежи мы узнали новую радость — не за себя, не за свои успехи, а радость и гордость за учеников, когда у них получается.
И, конечно же, мы, как можем, пытаемся их не просто обучить профессии, но и сделать из них нормальных, именно нормальных людей. Не «артистов артистычей», а нормальных, со здоровой психикой и правильным отношением к миру, к себе, к профессии людей. Мы стараемся познакомить их с интересными, знаковыми для нашей страны людьми, с православной верой, с историей нашей Родины. Сейчас, когда какое-либо воспитание на всех уровнях образования практически отсутствует, следует доносить до студентов важнейшие смыслы и мотивы жизни человека в нашей Богом хранимой стране. С прошлого года у нас учатся «Певчие Дрозды-3» — наш уже третий набор. И еще, полушутя-полусерьезно, девочкам советуем добиться в жизни главного — удачно выйти замуж, а парням — после окончания института найти себе нормальную мужскую профессию.
— Вопрос глубоко личный, который можно и пропустить, но, если ответите, мы были бы очень благодарны. Вы верующий и воцерковленный человек, хотя к вере, к православию вы ведь пришли не сразу. Как это произошло?
— Не сразу. Как и большинство «захожан», я был крещен и появлялся в храме от случая к случаю, только когда супруга настоятельно просила. А вот когда в семье случилось несчастье, и все, чем я жил до тех пор, перестало иметь смысл, тогда меня и повернуло к христианской вере, где я нашел и спасение, и новые смыслы. Теперь я прихожанин Сретенского монастыря в Москве. Каждую неделю мы с семьей бываем на литургии и причащаемся Святых Христовых Тайн. Когда есть время, пою в хоре Антиохийского подворья и у себя в Сретенском, дружу с монахами, батюшками: у них есть, чему поучиться. Теперь в любых городах, где я бываю на гастролях, православный храм для меня — родной дом.
— Недавно на свет родилась киностудия «Артос», непосредственное отношение к которой имеете вы и ваша супруга. Название новой кинокомпании явно указывает на то, что ее проекты связаны с православием. Какую именно продукцию делает «Артос», в каких форматах? В каком качестве в работе этой студии участвуете вы с Ольгой?
— Мы с супругой — члены худсовета киностудии «Артос», участвуем в выборе и обсуждении сценариев, готовых фильмов. Не все проекты студии напрямую связаны с православием, но все, что мы делаем, обязательно несет ДОБРО, ВЕРУ, ЛЮБОВЬ, НАДЕЖДУ, СВЕТ и патриотизм. Формат наших проектов имеет максимально широкий спектр: полно- и короткометражные, телевизионные, многосерийные, документальные, анимационные фильмы; кино- и театральные проекты, спектакли, киноальманахи и концерты. Иногда мы с Ольгой и сами принимаем участие в проектах как актеры, уже снимаем наших выпускников и даже студентов.
— Этот вопрос в определенной мере связан с самым первым. Значительную часть своей жизни вы отдали театру и творческой работе и никогда в отличие от многих коллег по цеху не скрывали своей гражданской позиции, не стеснялись своего патриотизма. Театр, кино и искусство вообще могут существовать вне политики, интересов страны, идеологии, если угодно?
— Сейчас такое время, когда невозможно быть вне жизни страны. Если до начала спецоперации многим деятелям культуры и искусства казалось, что их жизнь и творчество совершенно не связаны с политикой, то теперь им всем приходится делать конкретный выбор, с кем они. И тут нейтральной позиции быть не может. Либо ты с Россией, которая в очередной раз в мировой истории заканчивает развязанную не ею войну, либо ты с теми, кто убивал и продолжает убивать мирных жителей Донбасса — детей, женщин, стариков, с теми, кто обстреливает больницы и детские сады, с теми, кто поставляет летальное оружие украинским националистам. Кто-то сбежал и громко поносит свою Родину, зарабатывая себе на жизнь русофобством, а кто-то остался и молчит… Молчит просто потому, что не хочет лишиться привычной кормушки. Сегодня время выбора. И неслучайно еще в 1965 году Евгений Евтушенко написал: «Поэт в России — больше, чем поэт…»
— Почему вы решили пойти на выборы в Государственную думу и в чем видите свои задачи как депутата? Став первым зампредом думского Комитета по культуре, вы уже неоднократно выступали с предложением увеличить государственное финансирование сферы культуры. Почему вы считаете это столь важным и на какие направления должны быть направлены эти средства?
— До моего решения стать депутатом, вернее, до того, как мне предложили участвовать в избирательной кампании, я на протяжении многих лет пытался оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждался. И лично, и через свои социальные сети помогал обращавшимся ко мне фондам, благотворительным организациям, конкретным людям. Так что первая причина такого (кажущегося) крутого разворота в моей жизни: депутатство открывает для меня гораздо более широкие возможности помощи людям — и конкретно, и через законотворчество.
Вторая причина — пришедшее в последние годы понимание того, что могу спокойно обходиться без актерской профессии, которой отдал уже больше 40 лет. Да, я могу и буду играть на сцене и в кино, но только там, где это будет полностью совпадать с моим человеческим, гражданским, православным мировоззрением. Так что, слава Богу, нахожусь сегодня в нужном месте и в нужное время, ведь именно сейчас происходят необратимые изменения в истории России и всего мира. Рад, что удается лично участвовать в этих великих переменах.
Что касается финансирования культуры, да, действительно, бюджет, выделяемый на культуру, на мой взгляд, необходимо увеличить в разы. Ведь именно сегодня, и об этом говорит Президент России в своих Указах, культура — сфера национальной безопасности. Но просто «влить» побольше денег — это не решение проблемы. Сейчас остро необходим контроль за конечным продуктом, на который потрачены государственные деньги. Пока у нас, к сожалению, на законодательном уровне государство не имеет юридического права вмешиваться в процесс под названием «я художник, я так вижу». Не всякое «творчество» является искусством, и вот тут нужны экспертные советы с правом вето. В эти советы, я убежден, помимо профессионалов должны входить педагоги, психологи, в том числе и детские, представители силовых и военных ведомств, врачи, «профессиональные» родители (где трое или более детей в семье) и представители традиционных религиозных конфессий.
— В заключение личный вопрос. Два года назад вы отметили юбилей знакомства с вашей супругой Ольгой Дроздовой. Уже более 30 лет вы вместе. В чем секрет столь красивого и гармоничного союза? И что значит для вас семья?
— Семья — это малая церковь. А терпение — главный секрет. Покой, отдых, работа… над собой, пополнение душевной энергии и, конечно же, заботы и радости — это моя семья. И здесь мне всегда не хватает времени. Иоанн Златоуст сказал: «Муж и жена подобны руке и глазам. Когда руке больно, глаза плачут. Когда глаза плачут, рука утирает слезы». Что тут еще добавишь?Б (Босс февраль-март 2023)
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич.
Народный артист России.
Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва.
Родился 8 июля 1963 года в Москве в семье тренера по современному пятиборью, заслуженного тренера СССР А.И. Певцова и кандидата медицинских наук, первого президента Федерации лечебной верховой езды и инвалидного спорта Н.С. Роберт.
В 1985 году после окончания ГИТИСа принят в труппу Театра на Таганке. Проходил службу в армии в команде актеров-военнослужащих в Центральном академическом театре Советской армии (ЦАТСА).
В 1991 году приглашен в труппу московского театра Ленком.
Известен рядом успешных театральных ролей в знаковых постановках ведущих советских и российских режиссеров: Анатолия Эфроса, Марка Захарова, Владимира Мирзоева, Романа Виктюка, Глеба Панфилова и других.
В кино дебютировал в 1986 году в фильме Т. Лиозновой «Конец света с последующим симпозиумом». К настоящему времени сыграл более 50 ролей в фильмах и сериалах.
Среди киноработ: Яков Сомов в фильме «Мать» (реж. Г. Панфилов, 1990), Савелий Говорков в фильме «…По прозвищу «Зверь» (реж. А. Муратов, 1990), Сергей Челищев в сериале «Бандитский Петербург. Фильм 2» (реж. В. Бортко, 2000), Андрей Смирнов в сериале «Остановка по требованию» (реж. Д. Файзиев, 2000–2001), граф Зуров в фильме «Турецкий гамбит» (реж. Д. Файзиев, 2005), генерал Духонин в сериале «Гибель империи» (реж. В. Хотиненко, 2005), Иннокентий Володин в сериале «В круге первом» (реж. Г. Панфилов, 2006), Петя Миловзоров в фильме «Без вины виноватые» (реж. Г. Панфилов, 2008), старший лейтенант/майор Яшин в фильме «Снайпер: Оружие возмездия» (реж. А. Ефремов, 2009), банкир Сергей Андреевич «О любви» (реж. В. Бортко, 2016) и других.
С 1999 года выступает с концертными программами как поющий актер. Был задействован в главных ролях нескольких известных мюзиклов.
В 2000-х занимался автомобильным спортом, регулярно принимал участие в соревнованиях по шоссейно-кольцевым автогонкам. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта.
С 2013 года вместе с супругой Ольгой Дроздовой преподает актерское мастерство в Институте Современного Искусства (ИСИ), с марта 2019 года — заведующий кафедрой театрального искусства ИСИ.
В сентябре 2021 года избран депутатом Государственной думы по 200-му одномандатному избирательному Медведковскому округу г. Москвы.
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1996 года (за исполнение роли Треплева в спектакле «Чайка» по пьесе А. Чехова в театре Ленком).
Награжден орденами Почета (2007) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013).
Отмечен премией Европейской киноакадемии «Феликс» (за исполнение роли второго плана, Якова Сомова, в фильме «Мать» (1990), Российской театральной премией «Чайка» (2000) и Национальной актерской премией имени Андрея Миронова «Фигаро» (2015).
Имеет медаль «За труды во благо Элистинской епархии» (Элистинская и Калмыцкая епархия Русской православной церкви, 2017).
Женат. Супруга — народная артистка России, режиссер, педагог Ольга Дроздова. Воспитывает сына.