Олег ВАЛОВ: основная цель — обеспечить качественно, в срок и с адекватными затратами выполнение всех программ развития региона
БОСС-профессия | Проектирование и строительство
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза»
Заместитель директора ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» — об основных результатах деятельности учреждения в 2022 году, и как они связаны с решением задач социально-экономического развития Подмосковья.
— Олег Геннадьевич, каковы основные итоги работы ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» в 2022 году?
— В минувшем году специалисты нашего учреждения выдали 2914 заключений государственной экспертизы по проектной документации и (или) результатам
инженерных изысканий. По итогам года по общему количеству выданных заключений Мособлгосэкспертиза вошла в тройку лидеров среди региональных учреждений госэкспертизы. Мосгосэкспертиза подготовила 6751 заключение, Госэкспертиза Рес публики Татарстан — 3445 заключений, Краснодарская госэкспертиза — 1663 заключения.
Всего за 2022 год эксперты Мос обл госэкс пертизы рассмотрели различной проектно-сметной документации с общей заявленной стоимостью свыше 1 трлн 254 млрд рублей. По результатам корректировки проектов, получивших положительное заключение, разница между заявленной и утвержденной сметной стоимостью составила 56,6 млрд рублей в текущем уровне цен. Это 4,5% от первоначально заявленной стоимости строительства. Финансово-экономические показатели учреждения по итогам 2022 года положительные. Объем реализации услуг — 1 млрд 138 млн рублей, рост — на 3,8% к результатам прошлого года. Средства были направлены преимущественно на развитие учреждения и увеличение фонда оплаты труда.
— А чем объясняется довольно заметное снижение числа заключений, выданных Мособлгосэкспертизой в прошлом году, по сравнению с 2021-м — 2914 против 4732?
— Причин несколько. Основная — завершение этапа подготовки проектно-сметной документации программы 2020–2023 годов по капитальному ремонту много-квартирных жилых домов, финансируемого за счет средств Фонда капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Большинство объектов по этой программе мы рассмотрели еще в позапрошлом году.
Вторая причина — многие заявители воспользовались правом неоднократного продления срока проведения государственной экспертизы, которое было установлено Постановлением Правительства РФ №579 от 4 апреля 2022 года. Соответственно, экспертиза этих объектов перешла с 2022 на 2023 год. Кроме того, 579-е постановление дало застройщикам возможность не проводить повторную государственную экспертизу в отношении ряда изменений, внесенных в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение госэкспертизы. Это тоже повлияло на сокращение общего количества заключений.
— Как выглядит «отраслевая карта» объектов, документация по которым прошла госэкспертизу в минувшем году?
— Это объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта в рамках социально-экономических программ развития Московской области, в первую очередь детские дошкольные учреждения и школы, медицинские учреждения и физкультурно-оздоровительные комплексы,объекты культуры плюс объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Кроме того, объекты жилищного строительства, а также проекты завершения строительства домов, жилых комплексов и инфраструктуры по программам решения проблем обманутых дольщиков в Московской области.
— По структуре документации, которая подавалась на рассмотрение в Мособл госэкспертизу в 2022 году, произошли какие-то изменения по сравнению с позапрошлым годом?
— Значительно больше стало и в количественном, и в финансовом выражении объектов капитального и текущего ремонтов, а также благоустройства. Несколько снизилось число крупных объектов капитального строительства. Это связано с текущим этапом реализации на территории Московской области программ социально-экономического развития. Был
период, когда осуществлялось много нового строительства. В настоящее время задача — поддерживать эти объекты и территории в надлежащем состоянии и развивать их.
— Какие наиболее значимые объекты капитального строительства и реконструкции, прошедшие в прошлом году госэкспертизу в вашем учреждении, вы бы отметили?
— В социальной сфере — это строительство подстанций скорой помощи в Солнечно горске, Кашире, Видном, центров диспансеризации «Здоровье Подмосковью» в Одинцове, Домодедове, Видном, детско-взрослой поликлиники на 200 посещений в смену в поселке Пироговский городского округа Мытищи, образовательного центра на 1550 учащихся в поселке Битца Ленинского городского округа, школ в Мытищах (на 1100 учащихся), поселке Развилка Ленинского городского округа (на 1350 учащихся), Королеве (на 825 учащихся) и в селе Немчиновка Одинцовского городского округа (на 550 учащихся), реконструкция стадиона ФОК «Пушкино», а также строительство нового здания муниципальной администрации в Балашихе.
В промышленном строительстве отмечу научно-производственный центр в Жуковском и производственный корпус по изготовлению БПЛА в Дубне, завод ООО «Белтелекабель» в городском округе Воскресенск, научно-производственные объекты селекционно-племенного комплекса и инфраструктуры в Сергиево-Посадском городском округе, комплекс по глубокой переработке молока в агропарке «Сырная долина» в Дмитровском городском округе, тепличный комплекс с инженерными коммуникациями для круглогодичного
выращивания овощей в городском округе Луховицы.
В дорожном строительстве — реконструкция Путилковского шоссе в городском округе Красногорск.
— Как с позиции ГАУ МО «Мос обл госэкс пертиза» выглядит процесс реализации программ по решению проблем обманутых дольщиков в Московской области? По скольким объектам достроя была рассмотрена документация в минувшем году?
— По программе достроя сделано много, но и в наступившем году, к концу которого проблема должна быть решена, предстоит немало. В 2022 году Мособлгосэкспертиза рас-
смотрела проектно-сметную документацию по 135 объектам достроя. Среди них — 73 объекта, завершением строительства которых занимается Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства Московской области (программа «Дострой плюс»), и 62 объекта Фонда развития территорий — 57 Urban Group, пять — СУ-155. Несколько объектов
достроя, сдача которых была запланирована на конец 2022 года, перешло на первую половину текущего года. Там не успели ввести инфраструктуру или завершить благоустройство.
— В прошлом году число отрицательных заключений, выданных вашим учреждением, составило менее 1% от общего количества — их всего 26. На основании этого можно судить о том, что качество проектно-сметной документации, которая подается в ГАУ «Мособлгосэкспертиза», в целом высокое?
— В настоящее время низкий процент отрицательных заключений не стоит рассматривать как показатель качества поступающей на госэкспертизу документации. В том числе учитывая тот факт, что принятое в апреле прошлого года 579-е Постановление Правительства РФ дало проектной организации заказчика право продлевать сроки прохождения госэкспертизы неоднократное число раз. Поэтому число выданных отрицательных заключений действительно невысокое. Однако в целом качество поступающей к нам на
рассмотрение документации, к сожалению, далеко не всегда нас удовлетворяет.
Довольно большое количество договоров на прохождение госэкспертизы заключается по не совсем проработанной документации, многое приходится доделывать в ходе экспертизы.
— Необходимость доводить «сырую» документацию до соответствия всем требованиям вкупе с возможностью заказчика неоднократно переносить сроки госэкспертизы не оказывает негативного влияния на организацию самого процесса экспертизы?
— Такие риски присутствуют. Нивелировать их призвано принятое недавно Постановление Правительства РФ №717 от 6 мая 2023 года, которым установлен порядок экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в ходе подготовки документации. С 1 сентября 2023 года заказчики и экспертные организации смогут заключать договоры по экспертному сопровождению на стадии проектирования до подачи на госэкспертизу.
— Для целей индексации Мособлгосэкспертиза проводит ежемесячный мониторинг текущих цен на строительные материалы, изделия и конструкции. В минувшем году эта работа, наверное, была особенно напряженной — из-за скачка цен на строительные ресурсы в первом полугодии?
— Повышение цен на строительные ресурсы началось не в прошлом году, а в конце 2021-го — с резкого удорожания металла. В начале 2022 года стали стремительно дорожать другие стройматериалы. Мы действовали весьма интенсивно, чтобы не допустить ситуации, когда подрядчики, работающие на наших территориальных программах, оказались бы вынуждены «закрывать» контракты материалами по сниженным ценам. Для отслеживания динамики повышения цен мы чаще проводили мониторинг. В пиковый период заседания Московской областной комиссии по индексации цен по ценообразованию в строительстве организовывались не ежемесячно, как в обычном режиме, а дважды в месяц. В результате взаимодействия с ФАС, прокуратурой и производителями строительных ресурсов ситуацию удалось стабилизировать.
Весной этого года Минстрой России снова зафиксировал рост цен на металл, мониторинг Мособлгосэкспертизы это подтверждает. Мы внимательно следим за ситуацией.
— На 2023 год назначен переход всех регионов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод (РИМ) определения сметной стоимости строительства. Сейчас действует переходный период, его завершающий этап, по замыслу федеральных властей, — третий квартал текущего года. Московская область готова к переходу?
— Да, Правительство Российской Федерации и Минстрой России приняли окончательное решение о переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Основные нормативные документы для этого подготовлены, необходимые информационные ресурсы созданы. По вопросам, которые пока окончательно не урегулированы, связанным в первую очередь с наполняемостью подсистем Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), Главгосэкспертиза России ежемесячно проводит разъяснения в формате вебинаров. В первом квартале 2023 года начался поэтапный переход к ресурсно-индексному методу: в феврале вступила в действие федеральная сметно-нормативная база в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года (ФСНБ-2022). Семь пилотных субъектов Федерации (Приморский край, Новосибирская, Нижегородская, Ростовская, Ивановская, Курская и Оренбургская области) начали работать по ресурсно-индексному методу. Для них во ФГИС ЦС были опубликованы сметные цены строительных ресурсов и информация об индексах изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов. Для
остальных регионов такие данные должны появиться не позднее третьего квартала 2023 года, что будет являться фактом их перехода на ресурсно-индексный метод.
При этом переход регионов на РИМ осуществляется поэтапно. По мере готовности к такому переходу органы исполнительной власти субъектов Федерации направляют
в Главгосэкспертизу России обращения с предложением о расчете индексов по группам однородных ресурсов на очередной квартал с приложением отчетных данных
о текущей стоимости строительных ресурсов с обосновывающими документами. Московская область направила в Минстрой России обращение о переходе на ресурсно-индексный метод с первого квартала 2024 года. Это связано с циклом подготовки в Подмосковье конкурсной документации для контрактов «ПИР плюс СМР» (контракты «под ключ», на одновременное выполнение работ по изысканиям, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. — Ред.) и жизненным циклом
проектирования для объектов, строящихся в Подмосковье по госконтрактам. Контракты «ПИР плюс СМР» заключаются у нас в регионе в декабре-январе. К настоящему
времени все крупные контракты разыграны, в действующих контрактах используется базисно-индексный метод ценообразования. Конкурсные процедуры по новым
контрактам, когда в документации можно будет заложить разработку смет ресурсно-индексным методом, начнутся в конце 2023 года. Победители конкурсов будут разрабатывать проектно-сметную документацию по объектам в начале уже 2024 года. В госэкспертизе она появится к весне.
Кроме того, ресурсно-индексный метод при определении сметной стоимости строительства требует расчета среднемесячной заработной платы рабочих-строителей первого разряда. Эти данные мы готовим в январе по результатам года и передаем их на согласование в Главгосэкспертизу. Со ответственно, следующий отчет Мособлгосэкспертиза подготовит в
январе 2024 года, согласование получим в следующем месяце, после этого данные будут загружены во ФГИС ЦС. С учетом всех этих факторов, на наш взгляд, Московской области целесообразно перейти на ресурсно-индексный метод в первом квартале 2024 года.
К сожалению, наши предложения Минстроем России поддержаны не были, и Московская область будет переходить на РИМ в третьем квартале 2023 года.
— Каких сложностей стоит ожидать при переходе на ресурсно-индексный метод?
— Надо понимать, что ресурсно-индексный метод — это не плюс и не минус, он другой. С ним нужно научиться работать.
На наш взгляд, недостаток РИМ — более высокая трудоемкость работы, по крайней мере на начальном этапе его применения. Трудозатраты разработчиков проектно-сметной документации повысятся в разы по сравнению с использованием базисно-индексного метода. В частности, потому, что им придется чаще пользоваться конъюнктурным анализом по позициям, отсутствующим в ФСНБ-2022.
— Сколько проектов, содержащих цифровую информационную модель (ЦИМ), ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» рассмотрело в минувшем году?
— В 2022 году на рассмотрение Мособлгосэкспертизы поступила проектная документация, в составе которой была представлена цифровая информационная модель, по 41 объекту капитального строительства. В ЕГРЗ подготовлено и загружено пять положительных заключений государственной экспертизы (детский сад на 200 мест в городском округе Красногорск, Ильинский тупик; детский сад на 250 мест по адресу: Московская область, городской округ Ступино, мкр. Дубки, ул. Службина; детский сад на 320 мест по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, мкр. Рекинцо-2; средняя общеобразовательная школа на 1550 мест по адресу: Московская область, Ленинский городской
округ, поселок Битца; водопроводные сети по ул. Петра Романова, р. п. Серебряные Пруды). Отрицательных заключений по подобным объектам за указанный период не было.
— Согласно Градостроительному кодексу правила формирования и состав информационной модели утверждает Правительство Российской Федерации. Насколько я знаю, новые требования к порядку формирования и ведения цифровой информационной модели и требования к ее составу пока не приняты.
— Да, на сегодняшний день существует некая правовая неопределенность. С одной стороны, есть Постановление Правительства РФ №331 от 5 марта 2021 года, которое предусматривает обязательное использование цифровой информационной модели при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств, с 1 марта 2023 года (эта дата установлена Постановлением Правительства от 27.05.2022 №963 и Постановлением Правительства от 27.05.2022 №962, отложившими вступление в действие 331-го постановления почти на год. — Ред.). С другой стороны, 1 марта 2023 года закончилось действие Постановления Правительства №1431 от
15 сентября 2020 года, которое прописывало правила и требования к формированию информационной модели для проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства. Нового постановления, регулирующего этот вопрос, пока не принято. В Московской области все задания на проектирование новых объектов капитального строительства, возводящихся с привлечением бюджетных средств, содержат требования о предоставлении в проектной документации ЦИМ. Описание цифровой информационной модели и требования к ней размещены на цифровых ресурсах Мособлгосэкспертизы. По всей видимости, такие же наработки есть у других региональных экспертиз.
Однако все мы очень ждем обновленного основополагающего документа, описывающего требования к составу информационной модели и порядку ее формирования и ведения.
— И об информатизации деятельности самой Мособлгосэкспертизы. Какие здесь результаты?
— В учреждении используется программный комплекс АС «Госэкспертиза». В 2022 году компания «Экомаш ИТ» выполнила работы по модификации информационной системы. В частности, внедрены сервисы, обеспечивающие оказание экспертно-консультационных услуг по проверке сметной стоимости работ по благоустройству, выборочному капитальному ремонту, текущему ремонту; создан сервис автоматизированного формирования информационно-удостоверяющих листов проектной документации; созданы сервисы предоставления прав наблюдателей для органов исполнительной власти и автоматического заполнения полей интерактивной формы заявления сведениями из пояснительной записки в формате XML.
На 2023 год запланированы мероприятия по модификации информационной системы учреждения. В частности, предусмотрены разработка сервисов валидации файлов проектной документации, загружаемых заявителем в формате XML; подготовка и выпуск заключений в формате XML для экспертно-консультационных услуг по проверке сметной стоимости работ по благоустройству и текущему ремонту; разработка новой услуги «Экспертное сопровождение проектной документации и результатов инженерных изысканий до получения заключения государственной экспертизы».
Основные услуги — по проведению государственной экспертизы проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, а также негосударственной экспертизы — мы предоставляем исключительно в электронном виде. Через автоматизированную систему «Личный кабинет пользователя интернет-сайта ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» клиенты в режиме удаленного доступа имеют возможность получать информацию о группе экспертов, которые рассматривают их документацию, о подготовке локальных и сводных замечаний, получать и снимать замечания.
С прошлого года через личный кабинет пользователя интернет-сайта ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» в электронном виде также можно получить услугу по проведению проверки сметной стоимости работ по текущему ремонту зданий, строений, сооружений, в том числе линейных объектов, работ по благоустройству.
— Сколько сотрудников сейчас работает в ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза»?
— Общее число работников, занятых в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, в нашем учреждении — 155, из них 102 аттестованных эксперта. Часть сотрудников работает по совместительству дистанционно из других регионов. Это представители редких экспертных профессий, дефицит которых ощущается довольно сильно, — дорожники, специалисты по промышленной, по пожарной безопасности. Сметчики работают исключительно в штате. Здесь у нас принципиальная позиция не приглашать совместителей.
— Проводите обучение сотрудников?
— Да, конечно. Для того чтобы получить допуск к профессии и пройти аттестацию или переаттестацию, эксперту необходимо обучение. Мы его организуем. Кроме того, отправляем сотрудников на дополнительные профессиональные программы. Это в первую очередь программы, направленные на применение технологий информационного моделирования, а также программы повышения квалификации, связанные с цифровизацией государственных услуг и внедрением цифровых сервисов.
— Какие задачи у ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» на 2023 год?
— Мы государственное автономное учреждение Московской области, и наша основная цель — обеспечить качественно, в срок и с адекватными затратами выполнение всех программ социально-экономического развития, реализуемых на территории региона, за счет средств бюджетов всех уровней. А таких программ в Подмосковье огромное количество — и по новому строительству, и по реконструкции, и по капитальному ремонту, плюс благоустройство, плюс текущий ремонт. Это общественные задачи, исполнителем которых выступает
стройкомплекс Московской области. Государственная экспертиза находится в самом начале цепочки их реализации. Наша задача — обеспечить стройкомплекс Подмосковья проектной документацией, которая отвечает требованиям технических регламентов и нормативных документов, в том числе в области ценообразования и сметного нормирования.Б (Босс июнь-июль 2023)